С сентября 2015 г ужесточается законодательство в отношении самовольного строительства
В сентябре 2015 года вступит в силу подготовленный при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации закон, который предполагает ужесточение понятия самовольной постройки и условий для признания права собственности на такой объект.
Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» был подписан Президентом 13 июля 2015 года, а 15 июля – официально опубликован.
По данным Минстроя России, в последнее время проблема самовольного строительства (в основном, многоэтажных жилых домов и коммерческих строений) приобрела угрожающие масштабы. Региональные и муниципальные власти не в состоянии самостоятельно разрешить ситуацию. Недобросовестные застройщики пользуются «лазейкой» в законодательстве — возводят без разрешительных документов или с отклонениями от параметров выданного разрешения на строительство многоквартирные дома, таунхаусы, офисные здания, а затем узаконивают эти объекты и строения через суды, добиваясь признания права собственности на самовольные постройки. При вынесении решений по таким искам суды не учитывают выполнение застройщиком требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем, застройщик имеет возможность не выполнять требования документов территориального планирования, документации по планировке территории, а также правил землепользования и застройки. В итоге сложилась практика признания права собственности на самовольные постройки в судебном порядке, фактически направленная на обход требований градостроительного законодательства.
Чтобы пресечь данную практику, а также в целях сокращения коррупционных рисков был принят №258-ФЗ. Закон в частности уточняет понятие самовольной постройки: «Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил». Таким образом, если ранее одним из критериев для признания объекта самовольной постройкой было существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил, то теперь достаточно любых нарушений, даже несущественных.
Одновременно поправки ужесточают условия, при которых возможно признание судом (или в ином порядке в предусмотренных законом случаях) права собственности на самовольную постройку. Ранее было достаточно, чтобы сохранение постройки не нарушало прав других лиц, а также не создавало угрозы жизни и здоровью граждан. Теперь также необходимо наличие у лица, осуществившего постройку, прав в отношении земельного участка, допускающих строительство на нем такого объекта, и соответствие постройки параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.
Кроме того, № 258-ФЗ определяет права и обязанности органов местного самоуправления по сносу самовольных построек. Согласно закону, местные органы власти вправе принять решение о сносе объекта в случае его возведения на участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления должен направить лицу, ее осуществившему, копию данного решения, содержащего срок для сноса постройки. Если же лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, местные власти в течение семи дней должны обеспечить опубликование сообщения о планируемом сносе, и только через два месяца после этого объект можно будет снести.
Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» был подписан Президентом 13 июля 2015 года, а 15 июля – официально опубликован.
По данным Минстроя России, в последнее время проблема самовольного строительства (в основном, многоэтажных жилых домов и коммерческих строений) приобрела угрожающие масштабы. Региональные и муниципальные власти не в состоянии самостоятельно разрешить ситуацию. Недобросовестные застройщики пользуются «лазейкой» в законодательстве — возводят без разрешительных документов или с отклонениями от параметров выданного разрешения на строительство многоквартирные дома, таунхаусы, офисные здания, а затем узаконивают эти объекты и строения через суды, добиваясь признания права собственности на самовольные постройки. При вынесении решений по таким искам суды не учитывают выполнение застройщиком требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем, застройщик имеет возможность не выполнять требования документов территориального планирования, документации по планировке территории, а также правил землепользования и застройки. В итоге сложилась практика признания права собственности на самовольные постройки в судебном порядке, фактически направленная на обход требований градостроительного законодательства.
Чтобы пресечь данную практику, а также в целях сокращения коррупционных рисков был принят №258-ФЗ. Закон в частности уточняет понятие самовольной постройки: «Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил». Таким образом, если ранее одним из критериев для признания объекта самовольной постройкой было существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил, то теперь достаточно любых нарушений, даже несущественных.
Одновременно поправки ужесточают условия, при которых возможно признание судом (или в ином порядке в предусмотренных законом случаях) права собственности на самовольную постройку. Ранее было достаточно, чтобы сохранение постройки не нарушало прав других лиц, а также не создавало угрозы жизни и здоровью граждан. Теперь также необходимо наличие у лица, осуществившего постройку, прав в отношении земельного участка, допускающих строительство на нем такого объекта, и соответствие постройки параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.
Кроме того, № 258-ФЗ определяет права и обязанности органов местного самоуправления по сносу самовольных построек. Согласно закону, местные органы власти вправе принять решение о сносе объекта в случае его возведения на участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления должен направить лицу, ее осуществившему, копию данного решения, содержащего срок для сноса постройки. Если же лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, местные власти в течение семи дней должны обеспечить опубликование сообщения о планируемом сносе, и только через два месяца после этого объект можно будет снести.
9 комментариев
Данные объекты были учтены в техническом паспорте на домовладение БТИ, как служебные строения и вынесены на план БТИ земельного участка. Стоят на балансе предприятия. На ситуационном плане кадастрового паспорта строения, видны гараж и кирпичное строение, без забора и ЛЭП.
Земля под зданием, до сих пор не оформлена. Не отмежеван только этот участок 0,495 га. Бывший владелец имел договор на всю территорию 20 га, до 2020 года и согласовал со мной границы участка по линии забора (2 стороны — углом, где гараж), 3 сторона линия ЛЭП и 4 сторона отмежеванный сосед. Замечу, что на 60% земельного участка лес, клумба, дорожки. Все это так же было передано по акту приема-передачи от бывшего владельца. ДЗР Москвы, отказался предоставить мне весь согласованный земельный участок. Исключил сначала лес. Когда я начала жаловаться на действия ДЗР, сократили предложение о сроке аренды с 20 лет до 1 года. После моей второй жалобы, демонстративно сократил площадь земельного участка, вырезав из него гараж и строение. На сегодняшний день участок не сформирован — это земли квартала. На которых находится мое имущество. ДЗР теперь ДГИ…
Сказали, что я должна доказать, что это мое имущество. В регистрационной палате попросили решение суда, что эти объекты мои. В БТИ сказали, что папки со старыми документами завода ЖБИ не нашли (не удивительно, ведь пообщавшись нечаянно с парнем, который там работал в те года, я узнала, что он выкинул из нее все лишние бумажки...). Нужен кадастровый паспорт этих объектов. Все просят акт ввода в эксплуатацию, но завод был градообразующим предприятием Зеленограда — строил город и сам вводил в эксплуатацию. Есть старые (конец девяностых) чистые геоподосновы, на которых видны все эти объекты. Есть копия приватизационных документов, на которой часть объектов есть, но их трудно идентифицировать. Опять же план БТИ земельного участка, договор купли-продажи здания и акты приема-передачи данного имущества. Есть 15 лет пользования этими объектами.
Для обращения в суд нужно обжаловать чье-то решение…
В ДГИ говорят, что если я предоставлю документы на все объекты, то землю выделят.
И конечно, есть опасения, что признают самостроем и т. п. Хотя, когда в Москве пошла волна со сносом заборов, мне удалось отстоять свой забор, предъявив в Управе имеющиеся у меня документы.
Подскажите пожалуйста, что мне делать и с чего начать?