Инженерные изыскания при проектировании и реконструкции существующих дорог.

Как и для прочих инженерных сооружений, для строительства новых и реконструкции существующих дорог проводят комплекс инженерных изысканий. Изыскания подразделяются на экономические и технические.

Экономические изыскания дорог имеют свою специфику. Их содержание заключается в установлении существующего и перспективного объема и направления грузовых и пассажирских перевозок между отдельными грузооборотными пунктами и в соответствии с этим определении оптимального с экономической точки зрения размещения дорожной сети или трассы отдельной дороги. Экономические изыскания служат основой для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО).


Пункты, между которыми осуществляются транспортные связи, называют грузооборотными. Те пункты, из которых вывозят грузы, называют грузообразующими, а те, в которые ввозят — грузопотребляющие, однако чаще всего один и тот же пункт выступает в обоих качествах.

Местные грузооборотные пункты по значению можно разделить на ряд групп:
1 группа — районный центр, железнодорожная станция, межхозяйственные производственные комплексы и базы и т. п.;
2 группа — сельскохозяйственные предприятия и предприятия местной промышленности; крупные населенные пункты;
3 группа — включает пункты, между которыми осуществляются в основном внутрихозяйственные перевозки.

Для определения грузооборота хозяйств при проектировании дорог общего назначения учитывается объем их товарной продукции, а для проектирования внутрихозяйственных дорог основой служит объем валовой продукции отраслей.

Объем товарной продукции хозяйств на стадии экономического проектирования целесообразно определять по укрупненным показателям в расчете на 1 га пашни для растениеводства и на 1 га угодий для животноводства.

Мр=∑К1Р1У, т/га,

МЖ=∑n1Р1, т/га,

где Мр, Мж — товарная продукция растениеводства и животноводства;
К, — удельный вес культуры в структуре посевов в долях от единицы;
Р1 — величина товарности продукции в долях от единицы;
У — урожайность культуры; т/га;
n1 — количество валовой продукции животноводства в пересчете на 1 га угодий или пашни.

Объем перевозок техники и удобрений определяют, исходя из местных норм на 1 га площади хозяйства.

Объем перевозок строительных материалов рассчитывают, исходя из потребностей в производственном, культурно-бытовом и жилищном строительстве хозяйства в расчете на 1 млн. рублей капитальных вложений.

Вместе с производственным выявляют объем и направления пассажирских перевозок между населенными пунктами, предприятиями и организациями. При определении грузооборота: массу 10 пассажиров можно приравнять к 1 т грузов.

По данным исследований, рассчитанный на перспективу грузооборот рекомендуется увеличивать на 35% для экономически высокоразвитых районов и на 20% — для остальных. Зная удельные значения товарной продукции и определив другие виды перевозок, определяют годовой грузооборот данного хозяйства, который используется как основной исходный фактор при определении планового, экономически обоснованного размещения дорог.

Кроме различных экономических изысканий, определяющих в конечном счете предполагаемую интенсивность движения транспортных средств по проектируемой дороге, необходимо также располагать подробными и всесторонними результатами технических инженерных изысканий. Они обеспечивают проектировщиков сведениями о местных природных условиях района проектирования. Это данные о рельефе местности, определяющем условия прохождения трассы дороги. Топографические съемки местности позволяют правильно расположить трассу дороги в соответствии с требованиями технических норм проектирования, провести вариантное проектирование, тем самым обеспечивая выбор оптимального варианта трассы дороги. Рельеф местности определяет также направления и расходы поверхностных вод, притекающих к малым мостам и трубам под дорогой.

Материалы геологических и гидрогеологических изысканий позволяют судить о грунтовых условиях по трассе дороги, выбирать нужные, с точки зрения несущей способности грунтов участки, обеспечивающие восприятие динамических и других нагрузок от движущегося транспорта. Эти материалы позволяют учитывать возможность прохождения трассы по территориям, подверженным оползневым явлениям, просадкам, карстообразованию и т.д., и принимать правильные инженерные решения.

Сведения о грунтовых водах позволяют правильно расположить трассу дороги с точки зрения недопущения подтопления земляного полотна. Грунты служат материалом для сооружения земляного полотна дороги, поэтому их характеристики являются одним из оснований для выбора формы и размеров полотна.

Климатические условия оказывают особенно большое влияние на условия эксплуатации дорог. Это данные о колебаниях температуры воздуха, осадках, скорости и направлении ветров, величины снежного покрова и глубины промерзания грунтов.

Гидрологические характеристики района позволяют судить о величине, времени формирования и направлении движения поверхностного стока.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.