Линейные сооружения - железные дороги.
Кроме автомобильных, к важнейшим линейным сооружениям относятся железные дороги, а также линии электропередач, магистральные трубопроводы.
Железные дороги составляют основу всей транспортной системы страны. В зависимости от грузооборота и скорости движения поездов железные дороги делятся на магистральные и местные. Местные железные дороги обслуживают отдельные предприятия: заводы, фабрики, шахты, электростанции, карьеры и т. д.
Железные дороги могут быть одно-, двух- и многопутными.
Нормальная ширина колеи, принятая в странах СНГ, 1524 мм (в дальнем зарубежье 1435 мм). На подъездных путях лесоразработок, рудников, карьеров и т. п применяется узкая колея — 750 мм.
Поперечное строение железнодорожного полотна представлено на рис.
В основании пути находится земляное полотно с водоотводящими и водопропускными сооружениями. Земляное полотно сглаживает продольный профиль трассы. Оно может находиться как в насыпи, так и в выемке.
Балластный слой принимает нагрузку от подвижного состава через рельсы и шпалы и равномерно передает ее земляному полотну. Для балластной призмы используются песок, гравий, щебень, галька. Предпочтение отдается щебню кристаллических пород, укладываемому на песчаное основание.
Шпалы предназначены для скрепления рельсов в колею, принятия и передачи нагрузки на балластный слой. Их изготовляют из дерева, предварительно напряженного железобетона и металла. Длина шпал 2,7 м. Деревянные шпалы для увеличения срока службы обрабатывают антисептиком (креозотовым маслом). Крепление рельсов к шпалам осуществляется при помощи подкладок, костылей и шурупов. Изготавливают рельсы из углеродистой стали.
Рис. Поперечное строение железнодорожного полотна:
1 — шпала, 2 — рельсы, 3 — щебеночная призма, 4 -несущая подушка, 5 — земляное полотно.
Железные дороги составляют основу всей транспортной системы страны. В зависимости от грузооборота и скорости движения поездов железные дороги делятся на магистральные и местные. Местные железные дороги обслуживают отдельные предприятия: заводы, фабрики, шахты, электростанции, карьеры и т. д.
Железные дороги могут быть одно-, двух- и многопутными.
Нормальная ширина колеи, принятая в странах СНГ, 1524 мм (в дальнем зарубежье 1435 мм). На подъездных путях лесоразработок, рудников, карьеров и т. п применяется узкая колея — 750 мм.
Поперечное строение железнодорожного полотна представлено на рис.
В основании пути находится земляное полотно с водоотводящими и водопропускными сооружениями. Земляное полотно сглаживает продольный профиль трассы. Оно может находиться как в насыпи, так и в выемке.
Балластный слой принимает нагрузку от подвижного состава через рельсы и шпалы и равномерно передает ее земляному полотну. Для балластной призмы используются песок, гравий, щебень, галька. Предпочтение отдается щебню кристаллических пород, укладываемому на песчаное основание.
Шпалы предназначены для скрепления рельсов в колею, принятия и передачи нагрузки на балластный слой. Их изготовляют из дерева, предварительно напряженного железобетона и металла. Длина шпал 2,7 м. Деревянные шпалы для увеличения срока службы обрабатывают антисептиком (креозотовым маслом). Крепление рельсов к шпалам осуществляется при помощи подкладок, костылей и шурупов. Изготавливают рельсы из углеродистой стали.
Рис. Поперечное строение железнодорожного полотна:
1 — шпала, 2 — рельсы, 3 — щебеночная призма, 4 -несущая подушка, 5 — земляное полотно.
0 комментариев