Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений. Трассирование линий. Камеральное трассирование с заданным уклоном.
Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений включают прежде всего обоснование планового и высотного положения трассы, а также развитие геодезической сети, привязку и нанесение на карты геологических выработок гидрометрических створов и других данных, обеспечивающих инженерные изыскания по другим направлениям.
Трассой называется ось линейного сооружения, обозначенная на местности или нанесенная на топографическую карту.
Комплекс инженерно-геодезических работ по изысканию трассы называется трассированием. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом трассы, а вертикальный разрез по проектируемой линии называется продольным профилем трассы. План и продольный профиль — основные элементы трассы линейного сооружения. В плане трасса должна быть по возможности прямолинейной, так как любое отклонение от прямой ведет к ее удлинению и увеличению строительных и эксплуатационных затрат.
В продольном профиле трасса представляет собой отрезки прямых линий различного уклона, иногда при необходимости соединяющиеся между собой круговыми вертикальными кривыми. Зачастую требования плана и продольного профиля трассы вступают в противоречия, которые разрешаются путем искривления трассы в плане, для обхода участков территории с большими уклонами, неблагоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями и другими ситуационными препятствиями.
Таким образом, в плане трасса состоит из прямолинейных участков различного направления, которые при необходимости сопрягаются между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны.
Трассы линейных сооружений, которые наиболее требовательны к обеспечению допустимых уклонов (каналы, самотечные трубопроводы и т. д.) трассируются по высотным параметрам, а линейные сооружения, когда основная задача состоит в проложении наиболее короткой, экономически выгодной трассы и уклоны практически не играют существенной роли для проектирования (напорные трубопроводы, линии связи, ЛЭП и т. д.), трассируются по азимутальным параметрам.
По смешанным высотно-азимутальным параметрам трассируются линейные сооружения, нормальная эксплуатация которых предъявляет высокие требования к допустимым уклонам и заданным сопряжениям в плане прямолинейных участков и закруглений, например, железные и автомобильные дороги, судоходные каналы.
В процессе изыскания трасс решаются две основные задачи:
— сбор необходимых топографических материалов для составления проекта линейного сооружения и других сооружений на трассе (шлюзы на судоходных каналах, станции на железных дорогах и т. д.);
— выбор оптимального, технико-экономически обоснованного варианта трассы линейного сооружения.
Камеральное трассирование вариантов линейных сооружении производится по картам масштабов 1:100 000 — 1:10 000, аэроснимкам при разработке предпроектной документации, т.е. ТЭО (ТЭР), и в стадии рабочего проекта. Далее проводится топографическая съемка вдоль намеченных вариантов трассы автомобильных и железных дорог, магистральных каналов, трубопроводов, а также мест индивидуального проектирования (переходы через естественные и искусственные препятствия, пересечения коммуникаций, площадки и др.). Полевое трассирование с проложением теодолитных и тахеометрических ходов по всей линии трассы проводят в случае отсутствия крупномасштабных топографических планов в стадии рабочего проекта и преимущественно в стадии разработки рабочей документации. Задача полевого трассирования — окончательное улучшение трассы с привязкой к местным условиям и закрепление ее на местности.
Основные материалы для полевого трассирования — данные камерального трассирования по картам или стереомоделям местности. Исходные данные для переноса трассы на местность получают в период, предшествующий полевому. Этими данными могут быть полярные или прямоугольные координаты для выноса углов поворота или промежуточных-створных точек трассы от геодезических пунктов плановой основы, или элементы прямой угловой или линейной засечки, отдельные расстояния от контуров местности до точек на трассе.
В поле работу начинают с отыскания необходимых геодезических или контурных точек, от которых производят построения углов, откладывают линии, производят вешение, найденные точки фиксируют вехами.
Вершины углов поворотов и створные точки окончательно уложенной на местность трассы закрепляют: углы поворота деревянными или железобетонными столбами, промежуточные точки на прямолинейных участках трассы — кольями со сторожками.
Далее проводится разбивка пикетажа, прокладка теодолитных и нивелирных ходов по трассе. Нивелирные ходы и плановая основа трассы требуют привязки к реперам государственной нивелирной сети и пунктам плановой геодезической основы. Это дает возможность получить отметки и координаты точек трассы в общегосударственной системе.
Заключительным этапом и итогом инженерно-геодезических работ является подготовка и оформление отчета, являющегося одним из исходных материалов проектирования инженерного сооружения.
Трассой называется ось линейного сооружения, обозначенная на местности или нанесенная на топографическую карту.
Комплекс инженерно-геодезических работ по изысканию трассы называется трассированием. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом трассы, а вертикальный разрез по проектируемой линии называется продольным профилем трассы. План и продольный профиль — основные элементы трассы линейного сооружения. В плане трасса должна быть по возможности прямолинейной, так как любое отклонение от прямой ведет к ее удлинению и увеличению строительных и эксплуатационных затрат.
В продольном профиле трасса представляет собой отрезки прямых линий различного уклона, иногда при необходимости соединяющиеся между собой круговыми вертикальными кривыми. Зачастую требования плана и продольного профиля трассы вступают в противоречия, которые разрешаются путем искривления трассы в плане, для обхода участков территории с большими уклонами, неблагоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями и другими ситуационными препятствиями.
Таким образом, в плане трасса состоит из прямолинейных участков различного направления, которые при необходимости сопрягаются между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны.
Трассы линейных сооружений, которые наиболее требовательны к обеспечению допустимых уклонов (каналы, самотечные трубопроводы и т. д.) трассируются по высотным параметрам, а линейные сооружения, когда основная задача состоит в проложении наиболее короткой, экономически выгодной трассы и уклоны практически не играют существенной роли для проектирования (напорные трубопроводы, линии связи, ЛЭП и т. д.), трассируются по азимутальным параметрам.
По смешанным высотно-азимутальным параметрам трассируются линейные сооружения, нормальная эксплуатация которых предъявляет высокие требования к допустимым уклонам и заданным сопряжениям в плане прямолинейных участков и закруглений, например, железные и автомобильные дороги, судоходные каналы.
В процессе изыскания трасс решаются две основные задачи:
— сбор необходимых топографических материалов для составления проекта линейного сооружения и других сооружений на трассе (шлюзы на судоходных каналах, станции на железных дорогах и т. д.);
— выбор оптимального, технико-экономически обоснованного варианта трассы линейного сооружения.
Камеральное трассирование вариантов линейных сооружении производится по картам масштабов 1:100 000 — 1:10 000, аэроснимкам при разработке предпроектной документации, т.е. ТЭО (ТЭР), и в стадии рабочего проекта. Далее проводится топографическая съемка вдоль намеченных вариантов трассы автомобильных и железных дорог, магистральных каналов, трубопроводов, а также мест индивидуального проектирования (переходы через естественные и искусственные препятствия, пересечения коммуникаций, площадки и др.). Полевое трассирование с проложением теодолитных и тахеометрических ходов по всей линии трассы проводят в случае отсутствия крупномасштабных топографических планов в стадии рабочего проекта и преимущественно в стадии разработки рабочей документации. Задача полевого трассирования — окончательное улучшение трассы с привязкой к местным условиям и закрепление ее на местности.
Основные материалы для полевого трассирования — данные камерального трассирования по картам или стереомоделям местности. Исходные данные для переноса трассы на местность получают в период, предшествующий полевому. Этими данными могут быть полярные или прямоугольные координаты для выноса углов поворота или промежуточных-створных точек трассы от геодезических пунктов плановой основы, или элементы прямой угловой или линейной засечки, отдельные расстояния от контуров местности до точек на трассе.
В поле работу начинают с отыскания необходимых геодезических или контурных точек, от которых производят построения углов, откладывают линии, производят вешение, найденные точки фиксируют вехами.
Вершины углов поворотов и створные точки окончательно уложенной на местность трассы закрепляют: углы поворота деревянными или железобетонными столбами, промежуточные точки на прямолинейных участках трассы — кольями со сторожками.
Далее проводится разбивка пикетажа, прокладка теодолитных и нивелирных ходов по трассе. Нивелирные ходы и плановая основа трассы требуют привязки к реперам государственной нивелирной сети и пунктам плановой геодезической основы. Это дает возможность получить отметки и координаты точек трассы в общегосударственной системе.
Заключительным этапом и итогом инженерно-геодезических работ является подготовка и оформление отчета, являющегося одним из исходных материалов проектирования инженерного сооружения.
0 комментариев