Виды изысканий. Экономические изыскания.
Исходными данными для проектирования инженерных сооружений служат материалы изысканий территории, отведённой под эти сооружения. Изыскания по своей направленности делятся на экономические и технические.
Экономические изыскания позволяют определить целесообразность строительства инженерного сооружения на данной территории. Подробный состав экономических изысканий регламентируется специальными нормативными документами, в зависимости от вида предполагаемого сооружения. Экономические изыскания предшествуют техническим изысканиям.
Технические инженерные изыскания представляют собой комплексное исследование природных условий района с целью наиболее полного использования их при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружения, а также для максимального учёта в целях уменьшения воздействия негативных факторов строительства и эксплуатации сооружения на природную среду.
Состав и объём технических изысканий определяются в зависимости от вида и масштаба сооружения, изученности района проектирования и стадии разрабатываемого проекта. Порядок, методика и глубина исследования в процессе технических изысканий регламентируются государственными и ведомственными нормативными документами, например, СНиП 1.02.07-87 «Инженерные изыскания для строительства»; СН 484-76 «Инструкция по инженерным изысканиям в горных выработках, предназначенных для размещения объектов народного хозяйства».
В зависимости от объекта исследования инженерные изыскания подразделяться на несколько видов. Основные три вида инженерных изысканий, проведение которых необходимо для обоснования разработки проектов, практически всех зданий и сооружений независимо от вида, назначения и конструкции, это инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-метеорологические.
Объектом изучения инженерно-геодезических изысканий являются рельеф и ситуация в пределах территории строительства на выборной площади или трассе.
Объектом изучения инженерно-геологических (гидрогеологических) изысканий являются грунты как основания зданий и сооружений, грунтовые воды, физико-геологические процессы и формы их проявления, а также грунты как строительный материал.
Объектом изучения инженерно-гидрометеорологических изысканий являются климат района строительства, поверхностные воды и водотоки.
Основой экономических изысканий являются перспективные научно обоснованные планы развития территории. Направленность и содержание экономических изысканий зависят от вида инженерного сооружения. Например, для проектирования транспортных объектов в результате экономических изысканий определяется выгоднейший вид транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), устанавливается наиболее рациональное прохождение трассы на местности, рассчитываются размеры грузовых и пассажирских перевозок.
Основной вид работ при экономических изысканиях — это обследования и сбор материалов о районе строительства, обработка, систематизация и анализ собранных материалов. Перечень собираемых материалов зависит от вида проектируемого инженерного сооружения. Например, для дорог он сводится к получению данных о перспективах грузовых и пассажирских перевозок, для предприятий переработки сельскохозяйственной продукции — о перспективах сбыта готовой продукции.
Независимо от вида сооружения в результате экономических изысканий необходимо выяснить условия обеспечения будущего строительства строительными материалами, элементами сборных конструкций, степень оснащения подрядных организаций механизмами и строительной техникой.
По характеру экономические изыскания разделяют на проблемные и титульные.
Проблемные изыскания проводятся в предпроектный вне-стадийный период, т. е. при составлении ТЭО (ТЭР). При них рассматривают несколько вариантов объектов, различных по направлению, но решающих одну народнохозяйственную задачу. Они могут проводиться без привязки сооружения к конкретному месту. Для гидротехнических сооружений, например, без указания створа основных сооружений (задан может быть лишь участок реки), для дорог без определения положения дороги и ее конечных пунктов (заданы могут быть лишь связываемые экономические районы). Большую роль проблемные экономические изыскания играют при мелиоративном и гидротехническом строительстве, которое, как правило, ведет к хозяйственно-экономическому перерождению больших территорий, и это должно быть учтено заранее в ходе проблемных изысканий.
Титульные, или объектные, экономические изыскания ведутся для проектирования конкретного инженерного сооружения с привязкой его к определенной местности. Плотины — к створу реки, дороги — к пунктам примыкания, сельскохозяйственных сооружений — к выделенному участку территории. При двухстадийном проектировании титульные экономические изыскания ведут на стадии рабочего проекта.
Экономические изыскания позволяют определить целесообразность строительства инженерного сооружения на данной территории. Подробный состав экономических изысканий регламентируется специальными нормативными документами, в зависимости от вида предполагаемого сооружения. Экономические изыскания предшествуют техническим изысканиям.
Технические инженерные изыскания представляют собой комплексное исследование природных условий района с целью наиболее полного использования их при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружения, а также для максимального учёта в целях уменьшения воздействия негативных факторов строительства и эксплуатации сооружения на природную среду.
Состав и объём технических изысканий определяются в зависимости от вида и масштаба сооружения, изученности района проектирования и стадии разрабатываемого проекта. Порядок, методика и глубина исследования в процессе технических изысканий регламентируются государственными и ведомственными нормативными документами, например, СНиП 1.02.07-87 «Инженерные изыскания для строительства»; СН 484-76 «Инструкция по инженерным изысканиям в горных выработках, предназначенных для размещения объектов народного хозяйства».
В зависимости от объекта исследования инженерные изыскания подразделяться на несколько видов. Основные три вида инженерных изысканий, проведение которых необходимо для обоснования разработки проектов, практически всех зданий и сооружений независимо от вида, назначения и конструкции, это инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-метеорологические.
Объектом изучения инженерно-геодезических изысканий являются рельеф и ситуация в пределах территории строительства на выборной площади или трассе.
Объектом изучения инженерно-геологических (гидрогеологических) изысканий являются грунты как основания зданий и сооружений, грунтовые воды, физико-геологические процессы и формы их проявления, а также грунты как строительный материал.
Объектом изучения инженерно-гидрометеорологических изысканий являются климат района строительства, поверхностные воды и водотоки.
Основой экономических изысканий являются перспективные научно обоснованные планы развития территории. Направленность и содержание экономических изысканий зависят от вида инженерного сооружения. Например, для проектирования транспортных объектов в результате экономических изысканий определяется выгоднейший вид транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), устанавливается наиболее рациональное прохождение трассы на местности, рассчитываются размеры грузовых и пассажирских перевозок.
Основной вид работ при экономических изысканиях — это обследования и сбор материалов о районе строительства, обработка, систематизация и анализ собранных материалов. Перечень собираемых материалов зависит от вида проектируемого инженерного сооружения. Например, для дорог он сводится к получению данных о перспективах грузовых и пассажирских перевозок, для предприятий переработки сельскохозяйственной продукции — о перспективах сбыта готовой продукции.
Независимо от вида сооружения в результате экономических изысканий необходимо выяснить условия обеспечения будущего строительства строительными материалами, элементами сборных конструкций, степень оснащения подрядных организаций механизмами и строительной техникой.
По характеру экономические изыскания разделяют на проблемные и титульные.
Проблемные изыскания проводятся в предпроектный вне-стадийный период, т. е. при составлении ТЭО (ТЭР). При них рассматривают несколько вариантов объектов, различных по направлению, но решающих одну народнохозяйственную задачу. Они могут проводиться без привязки сооружения к конкретному месту. Для гидротехнических сооружений, например, без указания створа основных сооружений (задан может быть лишь участок реки), для дорог без определения положения дороги и ее конечных пунктов (заданы могут быть лишь связываемые экономические районы). Большую роль проблемные экономические изыскания играют при мелиоративном и гидротехническом строительстве, которое, как правило, ведет к хозяйственно-экономическому перерождению больших территорий, и это должно быть учтено заранее в ходе проблемных изысканий.
Титульные, или объектные, экономические изыскания ведутся для проектирования конкретного инженерного сооружения с привязкой его к определенной местности. Плотины — к створу реки, дороги — к пунктам примыкания, сельскохозяйственных сооружений — к выделенному участку территории. При двухстадийном проектировании титульные экономические изыскания ведут на стадии рабочего проекта.
1 комментарий