Землеустроительная наука и история её развития. Часть II

Правовые меры всегда содержат элемент обязательности, принуждения. Они регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства, судебного и административного права. Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений на основе налогообложения, кредитования, целевого финансирования, субсидирования, планирования использования земель и т.д. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем создания различного рода кооперативов, товариществ, подготовки квалифицированных кадров, оказания помощи в материально-техническом снабжении, транспорте, содействия переселению в районы нового освоения земель и т.п.


Земельная политика государства может осуществляться органами исполнительной и законодательной власти, судебными, финансовыми, банковскими органами, различными комитетами. Однако, в связи с наличием у них множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики в области экономики и социальной жизни, возникает объективная потребность в создании специальных землеустроительных органов, занимающихся в первую очередь вопросами земельной политики. Цель их деятельности – обеспечить определенный порядок в использовании земель, охранять и закреплять право собственности на землю, облегчать переход права собственности от одного лица (учреждения, организации) к другому; при необходимости определять порядок налогообложения земель и изъятия земельной ренты; организовывать хозяйственно целесообразное использование земли. Поэтому на землеустроительные органы обычно возлагаются задачи ведения земельного кадастра, предоставления и изъятия земель, разрешения земельных споров, внутрихозяйственной организации территории, планирования и контроля за использованием земель и осуществлением земельного законодательства.
С точки зрения государства и права землеустройство представляет собой деятельность государственных органов по техническому и юридическому оформлению земельных отношений, установлению, обеспечению и охране прав землепользования (землевладения), целенаправленному регулированию использования земли. Другими словами, землеустройство – это установленная законом процедура, направленная на осуществление земельной политики государства. Поэтому в известной мере оно выступает в качестве орудия (системы мер), посредством которого государство регулирует земельные отношения в своих интересах.

Государственный характер землеустройства определяет соответствующий землеустроительный процесс и землеустроительное делопроизводство, имеющие юридическую, техническую и экономическую стороны. Юридическая сторона этого процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая сторона – порядок составления, оформления выдачи и содержание документов; экономическая – содержание и обоснование проекта, организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и т.д.
Земельная политика государства реализуется наиболее эффективно, когда землеустроительные органы находятся в составе и действуют совместно с органами государственного управления или же наделены от имени государства соответствующими правами. Этим объясняется тот факт, что в ряде случаев стандартных правовых, экономических и организационных мер, осуществляемых землеустроительными органами, оказывается недостаточно и государство берет в свои руки непосредственное распоряжение земельным фондом, осуществляя аграрные преобразования, земельные реформы, национализацию. Так, при переходе от феодализма к капитализму в ряде стран с помощью землеустройства проводилась политика обезземеливания мелких производителей. Например, в Англии в процессе огораживания (XV-XVII вв.) земли, с которых насильственно сгонялись крестьяне, разбивались на крупные земельные владения для ведения капиталистического сельского хозяйства. В Германии в XVII-XVIII вв. с помощью землеустройства укреплялось помещичье землевладение; крестьянам оставлялись лишь небольшие участки. Во многом аналогичным образом действовало и правительство России во время реформ 1861 и 1906 гг.

Вместе с тем землеустройство не следует связывать исключительно с деятельностью государства; объясняется это рядом причин.

Во-первых, какова бы ни была степень активности государства в области управления земельным фондом осуществления земельной политики, землепользование и землевладение всегда имеют внутренние стимулы развития, связанные с эволюцией производительных сил и земельных отношений; они самоорганизуются, а не только следуют указаниям государственных инстанций.

Во-вторых, у землевладельцев и землепользователей имеются собственные экономические интересы, связанные со сведением земель в крупные, компактные массивы удобной конфигурации, с трансформацией, мелиорацией и улучшением угодий в целях повышения эффективности хозяйства и учета конъюнктуры рынка.
В-третьих, землеустройство связано с определенной организацией территории и принятыми системами земледелия; их изменение меняет и характер землеустроительной деятельности, хотя земельный строй и соответствующая государственная политика могут оставаться прежними.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.