Обоснование базовых населенных пунктов. Часть 2
Намечаемые в проекте варианты выбора базовых населенных пунктов должны отвечать изложенным выше требованиям. Наилучшим считается вариант, при котором совокупные годовые затраты на строительство жилых, культурно-бытовых и производственных объектов, их содержание, обслуживание населения и всего хозяйства будут наименьшими, то есть:
где С1 — переменные затраты, увеличивающиеся с концентрацией населения; С2 — переменные затраты, уменьшающиеся с концентрацией населения; С3 — затраты, размеры которых не зависят от концентрации и людности поселков.
К первой группе затрат относятся, например, транспортные расходы. Они могут включать не только затраты на транспортировку грузов и перевозку работников предприятия, но также на строительство и эксплуатацию дорог, приобретение транспортных средств и т.п.
Вторая группа затрат — это в основном расходы, связанные с организацией производства и обслуживанием населения. В удельном отношении они сокращаются в более крупных поселках, имеющих рациональные системы градообслуживания. Этому способствует более глубокая специализация, лучшее материально-техническое оснащение, более высокий уровень механизации и квалификации работников.
К третьей группе затрат относятся такие, которые имеют индивидуальный или семейный характер и не зависят от людности поселения.
Преимущества того или иного варианта выбора базовых населенных пунктов не являются универсальными и зависят только от конкретных условий. При этом следует учитывать, что с развитием сельскохозяйственного производства существенно увеличивается доля работников, по условиям трудовой деятельности не связанная с перемещением по всей территории хозяйства. Это работники управления, мастерских, складского хозяйства, перерабатывающих предприятий, животноводческих ферм и т. п. Поэтому постепенная концентрация соответствующих объектов на центральной усадьбе, как правило, способствует сокращению приведенных затрат.
При сравнивании вариантов по выбору базовых населенных пунктов сопоставляются единовременные и ежегодные затраты. Основную часть единовременных затрат составляют расходы на жилое строительство и благоустройство той части поселка, жители которой связаны с сельскохозяйственным производством землеустраиваемого предприятия.
Затраты на жилое строительство могут быть определены по формуле:
где — удельная стоимость нового жилого строительства в зависимости от типа застройки и уровня благоустройства (в расчете на 1 жителя); — соотношение (доля, удельный вес) различных типов застройки; ас —средняя стоимость 1 кв.м. общей жилой площади существующего фонда; с — существующий жилой фонд поселка или той его части, в которой проживают акционеры и работники хозяйства, кв.м.; n — потери вышеуказанного жилого фонда по ветхости, кв.м.; — количество населения, связанного с сельскохозяйственным производством предприятия, на перспективу.
Затраты на новое жилое строительство определяют вне зависимости от того, предполагается ли использовать средства предприятия или личные доходы его работников. Важно, что эти расходы связаны с размещением хозяйственных центров, то есть условиями работы местных жителей. Следовательно, объем затрат на новое жилое строительство зависит от общей численности населения поселка, его благоустройства и удельного веса работников данного сельскохозяйственного предприятия.
Соотношение различных типов застройки обычно принимается с учетом зональных условий, местных традиций и уровня материального обеспечения. Наиболее дешевой считается секционная застройка, то есть расселение жителей в многоэтажных общественных зданиях с предоставлением им отдельных квартир. При этом земельные участки для ведения подсобного хозяйства выделяются вне селитебной территории. Блокированная застройка двух-четырехквартирными домами предполагает предоставление жителям небольших земельных участков при доме. Она более удобна, но обеспечение соответствующего уровня благоустройства обходится дороже. Самой дорогой является индивидуальная коттеджная застройка вследствие ее территориальной разобщенности и соответственно большей протяженности коммуникаций, усложняющей обслуживание.
Расчет численности населения на перспективу производится по методу трудового баланса, то есть:
где А — количество работников производственной сферы землеустраиваемого предприятия; В — удельный вес работников сферы обслуживания, %; С — удельный вес несамодеятельной группы населения, %.
Для упрощения расчетов может быть использован градообразующий коэффициент (k), значение которого для сельской местности обычно принимается 2,8-3,3. В итоге:
Общую стоимость культурно-бытового строительства и инженерного оборудования территории трудно определить, не имея генерального плана или схемы планировки населенного пункта. Эти расчеты строго индивидуальны. В общем виде:
где а, Ь — стоимостные коэффициенты, зависящие от характера построек, их количества и общего уровня благоустройства базового населенного пункта.
Определение и учет ежегодных издержек производится в том объеме и качестве, которые отличаются по анализируемым вариантам. Обычно это затраты на транспортировку людей и сельскохозяйственных грузов, а также эксплуатационные издержки в сельском населенном пункте. Транспортные издержки включают ежегодные затраты на внутрихозяйственные перевозки грузов (C1), переезды рабочих к месту работы и обратно (С2), перегоны и переезды сельскохозяйственных машин и орудий (С3), переезды специалистов и руководителей хозяйства (С4), а также внехозяйственные перевозки грузов (С5). В общем виде:
Затраты на транспорт зависят от многих факторов: расстояния перевозок, количества и транспортабельности грузов, состояния дорожной сети, вида используемых транспортных средств и других условий.
При расчетах используется реальное (средневзвешенное) расстояние от усадебного центра до сельскохозяйственных угодий:
В качестве грузооборотных участков (р) выступают поля севооборотов, отдельные массивы пастбищ и сенокосов. Расстояния ® определяются по дорогам, исходя из фактического направления грузопотоков.
Затраты на транспортировку сельскохозяйственных грузов (C1) можно рассчитать по формуле:
где Q — объем грузооборота, т; R — средневзвешенное расстояние перевозок, км; О — тариф перевозок, то есть удельная стоимость перевозки 1 т грузов на расстояние 1 км; Кн — коэффициент неучтенных перевозок; Кисп —коэффициент использования автопробега.
Общий объем грузооборота при обосновании базовых населенных пунктов рассчитывается как произведение удельной грузоемкости 1 га на соответствующую площадь земельного массива (р). Удельная грузоемкость (m) складывается из урожая, семян, удобрений и других грузов, перевозимых с полей и на поля, то есть:
Коэффициент неучтенных грузов для сельскохозяйственных перевозок может быть принят 1,2, коэффициент использования автопробега зависит от соотношения порожних рейсов и принимается 0,5-0,6. Тарифные ставки на перевозку сельскохозяйственных грузов устанавливаются с учетом их транспортабельности, то есть в расчете на 1 тонну грузов I класса. Класс грузов характеризует соотношение их объема и веса, то есть возможность полного или только частичного использования нормальной грузоподъемности транспортного средства. Существуют следующие коэффициенты перевода грузов II-IV классов в грузы I класса:
II класс — 1,25;
III класс — 1,68;
IV класс — 2,00.
В настоящее время значение тарифов как установленной государством твердой ставки на оплату грузоперевозок утрачено. В рыночных условиях действуют договорные условия оплаты, поэтому размеры тарифных ставок устанавливаются с учетом состояния дорожной сети, характера грузов, расстояний перевозок и ряда других условий. Следовательно, для расчета общей стоимости внутрихозяйственных перевозок (С1) может быть использована упрощенная формула:
где — тарифная стоимость перевозки 1 тонны грузов на установленное расстояние .
Расчет затрат на перевозки рабочей силы к месту работы и обратно производится исходя из количества работников и общих затрат времени на полевые работы. То есть транспортные расходы зависят не только от расстояния, но также от интенсивности земледелия, состава культур в севооборотах, характера технологических процессов. В общем виде:
где Д — затраты труда на все работы за рабочий период, чел.-дней; n — число переездов в день (2-4); R — расстояние перевозок, км; а — стоимость 1 км пробега автомобиля, руб.; Е — вместимость автотранспорта, чел.; К — коэффициент использования вместимости автотранспорта.
При пеших переходах работников к месту работы и обратно следует рассчитывать потери времени по формуле:
где П% — затраты рабочего времени в %; n — число переходов в день; R — расстояние пеших переходов, км; V —средняя скорость переходов, км/час; r — продолжительность рабочего дня, час; П1 — потери рабочего времени на сборы и ожидания, %.
Стоимость непроизводительных затрат определяется при этом исходя из средних тарифных ставок заработной платы.
Расчет стоимости перегонов техники (сельскохозяйственных машин и орудий) может быть произведен по формуле:
где — количество агрегатов, совершающих переезды; R — среднее расстояние перегонов, км; V — средняя рабочая скорость движения, км/час; — количество переходов и переездов; — стоимость работы машино-часа, руб.
Транспортные издержки на переезды специалистов и руководителей хозяйств, а также на внехозяйственные перевозки грузов хотя и зависят от местоположения базовых населенных пунктов, но практически не могут быть рассчитаны заранее. При сравнении вариантов размещения определяются только те из них, которые существенно разнятся по вариантам. Обычно это связано с местоположением перерабатывающих предприятий, рынков сбыта готовой продукции, железнодорожных погрузочно-разгру-зочных станций и т. п.
Эксплуатационные издержки в самом населенном пункте включают затраты на текущий ремонт жилых, культурно-бытовых и производственных зданий, электроэнергию, отопление, охрану, обслуживание различных объектов и др. Их можно определить в процентах от общей капитальной стоимости вновь строящихся и существующих сооружений. Если затраты не имеют существенных различий по сравниваемым вариантам размещения хозяйственных центров, то их можно не определять и не учитывать.
Рассчитанные по каждому из проектных вариантов единовременные затраты и ежегодные издержки позволяют определить совокупные приведенные затраты:
Лучшим признается тот из вариантов, при котором получены наименьшие приведенные затраты. Участки для нового строительства и расширения населенных пунктов отводятся в установленном законом порядке на землях, не пригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества. В первую очередь занимают свободные от застройки земли, находящиеся в границах существующей селитебной зоны населенного пункта. Окончательный вывод о целесообразности выбора базовых населенных пунктов делается на основании сравнения проектных вариантов по системе производственно-экономических, строительно-планировочных и социально-экологических показателей.
где С1 — переменные затраты, увеличивающиеся с концентрацией населения; С2 — переменные затраты, уменьшающиеся с концентрацией населения; С3 — затраты, размеры которых не зависят от концентрации и людности поселков.
К первой группе затрат относятся, например, транспортные расходы. Они могут включать не только затраты на транспортировку грузов и перевозку работников предприятия, но также на строительство и эксплуатацию дорог, приобретение транспортных средств и т.п.
Вторая группа затрат — это в основном расходы, связанные с организацией производства и обслуживанием населения. В удельном отношении они сокращаются в более крупных поселках, имеющих рациональные системы градообслуживания. Этому способствует более глубокая специализация, лучшее материально-техническое оснащение, более высокий уровень механизации и квалификации работников.
К третьей группе затрат относятся такие, которые имеют индивидуальный или семейный характер и не зависят от людности поселения.
Преимущества того или иного варианта выбора базовых населенных пунктов не являются универсальными и зависят только от конкретных условий. При этом следует учитывать, что с развитием сельскохозяйственного производства существенно увеличивается доля работников, по условиям трудовой деятельности не связанная с перемещением по всей территории хозяйства. Это работники управления, мастерских, складского хозяйства, перерабатывающих предприятий, животноводческих ферм и т. п. Поэтому постепенная концентрация соответствующих объектов на центральной усадьбе, как правило, способствует сокращению приведенных затрат.
При сравнивании вариантов по выбору базовых населенных пунктов сопоставляются единовременные и ежегодные затраты. Основную часть единовременных затрат составляют расходы на жилое строительство и благоустройство той части поселка, жители которой связаны с сельскохозяйственным производством землеустраиваемого предприятия.
Затраты на жилое строительство могут быть определены по формуле:
где — удельная стоимость нового жилого строительства в зависимости от типа застройки и уровня благоустройства (в расчете на 1 жителя); — соотношение (доля, удельный вес) различных типов застройки; ас —средняя стоимость 1 кв.м. общей жилой площади существующего фонда; с — существующий жилой фонд поселка или той его части, в которой проживают акционеры и работники хозяйства, кв.м.; n — потери вышеуказанного жилого фонда по ветхости, кв.м.; — количество населения, связанного с сельскохозяйственным производством предприятия, на перспективу.
Затраты на новое жилое строительство определяют вне зависимости от того, предполагается ли использовать средства предприятия или личные доходы его работников. Важно, что эти расходы связаны с размещением хозяйственных центров, то есть условиями работы местных жителей. Следовательно, объем затрат на новое жилое строительство зависит от общей численности населения поселка, его благоустройства и удельного веса работников данного сельскохозяйственного предприятия.
Соотношение различных типов застройки обычно принимается с учетом зональных условий, местных традиций и уровня материального обеспечения. Наиболее дешевой считается секционная застройка, то есть расселение жителей в многоэтажных общественных зданиях с предоставлением им отдельных квартир. При этом земельные участки для ведения подсобного хозяйства выделяются вне селитебной территории. Блокированная застройка двух-четырехквартирными домами предполагает предоставление жителям небольших земельных участков при доме. Она более удобна, но обеспечение соответствующего уровня благоустройства обходится дороже. Самой дорогой является индивидуальная коттеджная застройка вследствие ее территориальной разобщенности и соответственно большей протяженности коммуникаций, усложняющей обслуживание.
Расчет численности населения на перспективу производится по методу трудового баланса, то есть:
где А — количество работников производственной сферы землеустраиваемого предприятия; В — удельный вес работников сферы обслуживания, %; С — удельный вес несамодеятельной группы населения, %.
Для упрощения расчетов может быть использован градообразующий коэффициент (k), значение которого для сельской местности обычно принимается 2,8-3,3. В итоге:
Общую стоимость культурно-бытового строительства и инженерного оборудования территории трудно определить, не имея генерального плана или схемы планировки населенного пункта. Эти расчеты строго индивидуальны. В общем виде:
где а, Ь — стоимостные коэффициенты, зависящие от характера построек, их количества и общего уровня благоустройства базового населенного пункта.
Определение и учет ежегодных издержек производится в том объеме и качестве, которые отличаются по анализируемым вариантам. Обычно это затраты на транспортировку людей и сельскохозяйственных грузов, а также эксплуатационные издержки в сельском населенном пункте. Транспортные издержки включают ежегодные затраты на внутрихозяйственные перевозки грузов (C1), переезды рабочих к месту работы и обратно (С2), перегоны и переезды сельскохозяйственных машин и орудий (С3), переезды специалистов и руководителей хозяйства (С4), а также внехозяйственные перевозки грузов (С5). В общем виде:
Затраты на транспорт зависят от многих факторов: расстояния перевозок, количества и транспортабельности грузов, состояния дорожной сети, вида используемых транспортных средств и других условий.
При расчетах используется реальное (средневзвешенное) расстояние от усадебного центра до сельскохозяйственных угодий:
В качестве грузооборотных участков (р) выступают поля севооборотов, отдельные массивы пастбищ и сенокосов. Расстояния ® определяются по дорогам, исходя из фактического направления грузопотоков.
Затраты на транспортировку сельскохозяйственных грузов (C1) можно рассчитать по формуле:
где Q — объем грузооборота, т; R — средневзвешенное расстояние перевозок, км; О — тариф перевозок, то есть удельная стоимость перевозки 1 т грузов на расстояние 1 км; Кн — коэффициент неучтенных перевозок; Кисп —коэффициент использования автопробега.
Общий объем грузооборота при обосновании базовых населенных пунктов рассчитывается как произведение удельной грузоемкости 1 га на соответствующую площадь земельного массива (р). Удельная грузоемкость (m) складывается из урожая, семян, удобрений и других грузов, перевозимых с полей и на поля, то есть:
Коэффициент неучтенных грузов для сельскохозяйственных перевозок может быть принят 1,2, коэффициент использования автопробега зависит от соотношения порожних рейсов и принимается 0,5-0,6. Тарифные ставки на перевозку сельскохозяйственных грузов устанавливаются с учетом их транспортабельности, то есть в расчете на 1 тонну грузов I класса. Класс грузов характеризует соотношение их объема и веса, то есть возможность полного или только частичного использования нормальной грузоподъемности транспортного средства. Существуют следующие коэффициенты перевода грузов II-IV классов в грузы I класса:
II класс — 1,25;
III класс — 1,68;
IV класс — 2,00.
В настоящее время значение тарифов как установленной государством твердой ставки на оплату грузоперевозок утрачено. В рыночных условиях действуют договорные условия оплаты, поэтому размеры тарифных ставок устанавливаются с учетом состояния дорожной сети, характера грузов, расстояний перевозок и ряда других условий. Следовательно, для расчета общей стоимости внутрихозяйственных перевозок (С1) может быть использована упрощенная формула:
где — тарифная стоимость перевозки 1 тонны грузов на установленное расстояние .
Расчет затрат на перевозки рабочей силы к месту работы и обратно производится исходя из количества работников и общих затрат времени на полевые работы. То есть транспортные расходы зависят не только от расстояния, но также от интенсивности земледелия, состава культур в севооборотах, характера технологических процессов. В общем виде:
где Д — затраты труда на все работы за рабочий период, чел.-дней; n — число переездов в день (2-4); R — расстояние перевозок, км; а — стоимость 1 км пробега автомобиля, руб.; Е — вместимость автотранспорта, чел.; К — коэффициент использования вместимости автотранспорта.
При пеших переходах работников к месту работы и обратно следует рассчитывать потери времени по формуле:
где П% — затраты рабочего времени в %; n — число переходов в день; R — расстояние пеших переходов, км; V —средняя скорость переходов, км/час; r — продолжительность рабочего дня, час; П1 — потери рабочего времени на сборы и ожидания, %.
Стоимость непроизводительных затрат определяется при этом исходя из средних тарифных ставок заработной платы.
Расчет стоимости перегонов техники (сельскохозяйственных машин и орудий) может быть произведен по формуле:
где — количество агрегатов, совершающих переезды; R — среднее расстояние перегонов, км; V — средняя рабочая скорость движения, км/час; — количество переходов и переездов; — стоимость работы машино-часа, руб.
Транспортные издержки на переезды специалистов и руководителей хозяйств, а также на внехозяйственные перевозки грузов хотя и зависят от местоположения базовых населенных пунктов, но практически не могут быть рассчитаны заранее. При сравнении вариантов размещения определяются только те из них, которые существенно разнятся по вариантам. Обычно это связано с местоположением перерабатывающих предприятий, рынков сбыта готовой продукции, железнодорожных погрузочно-разгру-зочных станций и т. п.
Эксплуатационные издержки в самом населенном пункте включают затраты на текущий ремонт жилых, культурно-бытовых и производственных зданий, электроэнергию, отопление, охрану, обслуживание различных объектов и др. Их можно определить в процентах от общей капитальной стоимости вновь строящихся и существующих сооружений. Если затраты не имеют существенных различий по сравниваемым вариантам размещения хозяйственных центров, то их можно не определять и не учитывать.
Рассчитанные по каждому из проектных вариантов единовременные затраты и ежегодные издержки позволяют определить совокупные приведенные затраты:
Лучшим признается тот из вариантов, при котором получены наименьшие приведенные затраты. Участки для нового строительства и расширения населенных пунктов отводятся в установленном законом порядке на землях, не пригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества. В первую очередь занимают свободные от застройки земли, находящиеся в границах существующей селитебной зоны населенного пункта. Окончательный вывод о целесообразности выбора базовых населенных пунктов делается на основании сравнения проектных вариантов по системе производственно-экономических, строительно-планировочных и социально-экологических показателей.
0 комментариев