Перераспределение земель сельскохозяйственных организаций и выделение участков собственникам земельных долей.

Проект территориального землеустройства в виде проекта перераспределения с.-х. угодий составляется в случае перераспределения земель, используемых СХО или находящихся в общей долевой собственности.

Содержание проекта — в проекте предусматривается: определение (уточнение) размера земельной доли; определение (уточнение) границ земель фонда перераспределения; определение (уточнение) границ земель, являющихся собственностью СХО; определение (уточнение) границ земель, находящихся в общей долевой собственности; определение на землях, находящихся в общей долевой собственности, границ земель, переданных собственникам земельных долей на различном праве СХО или др. юридическим лицам и гражданам, а также границ невостребованных земельных долей; составление схем раздела массивов с.-х. угодий, передаваемых (переданных) в общую долевую собственность, на которых отображаются проектное местоположение границ земельных участков, их нумерация и при необходимости, положение полевых дорог и защитных лесных полос относительно проектируемых границ земельных участков.


Кроме этого, может предусматриваться:
1.закрепление определенных массивов с.-х. угодий за определенными собственниками земельных долей;
2.установление последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах с.-х.угодий;
3.передача в собственность граждан и юрлиц угодий, выбывших из с.-х. использования;
4.передача в собственность земельных участков, полученных в счет имущественных паев.

В СОСТАВ ПРОЕКТА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ включаются: пояснительная записка; проектный план; экспликации земель; список собственников земельных долей.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ: Сведения о землях территории до проведения землеустройства (кому и на каком праве принадлежит участок, его правовой режим, площадь, экспликация земель, качественные характеристики с.-х. угодий, наличие ограничений в использовании). Цель проведения землеустройства. Обоснование проектных решений.

В составе земель сельскохозяйственных предприятий к концу 2005 г. насчитывалось около 12 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 99,7 млн. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. невостребованных 24,9 млн. га. Средний размер земельной доли в РФ менее 10 га. Из общей площади земельных долей, которыми распорядились, 91,9 % передано сельскохозяйственным предприятиям на различном праве.

Собственникам земельных долей предоставлены широкие возможности. Они имеют право:
— распорядиться земельной долей, получив свидетельство на право собственности;
— передать земельную долю по наследству;
— использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
— продать земельную долю;
— подарить земельную долю;
— обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
— передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
— передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
— внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Включение земельных долей в земельный оборот нарушило экономику, организацию производства и территории почти каждого сельскохозяйственного предприятия. Это требует проведения комплекса землеустроительных работ по наведению порядка в распоряжении земельными долями, использовании земель и отводе их в натуре.

Одним из основных видов землеустроительных работ на территории сельскохозяйственных предприятий, которыми используются земли, имеющие различный правовой статус, будет являться установление местоположения и границ земельных массивов, соответствующих по площади земельным долям.

К этим земельным долям относятся:
– выкупленные сельскохозяйственной организацией как юридическим лицом и перешедшие в ее собственность;
– внесенные в качестве вклада в уставной (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации без права изъятия земельной доли в натуре при выходе из состава этой организации;
– внесенные в качестве вклада в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации с правом изъятия земельной доли в натуре по истечении срока, на который земельная доля была передана для использования;
– переданные сельскохозяйственной организации для использования на праве аренды;
– зарегистрированные собственниками, которые пока не приняли конкретного решения по распоряжению земельной долей;
– невостребованные собственниками, в том числе переданные для использования сельскохозяйственными организациями с их согласия и включенные в фонд перераспределения;
– выкупленные органами местного самоуправления для использования при расширении личного подсобного хозяйства.

Во всех случаях, при проведении землеустроительных работ с земельными долями следует избегать чрезмерного дробления земельных массивов, выделяемых под земельные доли, что в дальнейшем неминуемо приведет к необходимости осуществления мер по их консолидации (объединению).

В случае, если земельными собственниками принято решение о выделении земельных долей на местности, с целью снижения ущерба от дробления массивов земель при составлении проектов землеустройства необходимо осуществить следующие решения.

1. Земельные участки собственников земельных долей надо проектировать правильной формы, по возможности прямоугольными, с параллельными длинными сторонами. По отношению к рельефу местности, длинные стороны участков следует размещать поперек склона во избежание концентрации водного стока вдоль границ участков.

2. В равнинной местности при однородном почвенном покрове земельные участки необходимо размещать в виде прямоугольной сетки границ с выходом коротких сторон этих участков на магистральную дорогу. Ширина магистральной дороги должна обеспечивать свободный разъезд двух машин и проезд достаточно громоздкой сельскохозяйственной техники и может доходить до 6 м. Остальные межучастковые дороги проектируют шириной 3-4 м. Во всех случаях к каждому земельному участку должен быть обеспечен удобный подъезд.

3. На массиве, подлежащем разделению на земельные доли в районах ветровой эрозии, следует предусматривать совмещение границ земельных участков с продольными и поперечными лесными полосами для защиты пашни от дефляции. Поперечные лесополосы при этом располагают поперек направления господствующих ветров с расстоянием между ними 400-600 м, а продольные лесополосы – вдоль направления ветров с расстоянием 1500-2000 м.

4. При выделении земельных массивов, подлежащих разделу на земельные доли, в проектах землеустройства надо обеспечить соответствие качества выделяемых земель желаемой специализации (структуре посевных площадей), устанавливаемой земельными собственниками. Для этого все разделяемые земельные массивы должны быть оценены по своим агроэкологическим свойствам, по пригодности возделывания различных сельскохозяйственных культур или их групп. Только после этого следует приступать к отводам земель.

5. Для предотвращения появления раздробленности земельных угодий, ухудшения использования земель, остающихся в неделимых фондах или коллективной собственности, а также в целях планирования и поэтапного отвода земельных долей в натуре их собственникам, в проектах землеустройства необходимо предусмотреть выделение земельных массивов, подлежащих первоочередному разделу.
Эти массивы должны отвечать следующим требованиям:
– иметь удобный подъезд;
– не отличаться по качественному состоянию, плодородию, мелиоративному и культуртехническому обустройству в ту или другую сторону от остальных земель сельскохозяйственного предприятия;
– при изъятии от хозяйства и разделении на земельные доли данный массив не должен способствовать появлению недостатков землепользования (вклиниваний, вкрапливаний, дальноземелья, чересполосицы);
– соответствовать по своим качественным характеристикам специализации вновь образуемых хозяйств.

6. При разделении массивов на участки собственников земельных долей необходимо предусматривать возможность их последующего объединения в различные хозяйственные образования, совместного осуществления полевых работ. присоединения рядом расположенных участков с целью восстановления и перехода к крупному производству, а также проведения комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных работ всеми земельными дольщиками.

7. Для того, чтобы не дробить и не расчленять земельные массивы сельскохозяйственных предприятий и создать наилучшие условия выделяющимся собственникам земельных долей, нужно обеспечить выполнение следующих правил:
– выделять земельные доли в натуре, преимущественно группам желающих, чтобы обеспечить занятие всего массива, подлежащего разделению (в противном случае из-за появляющихся неудобств в обработке, проезде незанятые земли могут выйти из оборота);
– начинать выделение земельных долей единичным собственникам, если не собралась их группа, не от центра массива, а от его периферийной части, чтобы обеспечивалась компактность расположения неразделенных участков;
– запрещать выделение земельных долей в натуре, если нет проектов землеустройства на всю территорию реорганизуемого хозяйства и при отсутствии ТЭО (бизнес-плана) на использование испрашиваемого участка земель;
– запрещать строительство на земельном участке при отсутствии необходимых коммуникаций и, прежде всего, водоснабжения, энергообеспечения.

В итоге с точки зрения эффективности землеустройства и организации производства сельскохозяйственных предприятий, выделение земельных долей в натуре нанесет большой ущерб использованию земель и экономике агропромышленного комплекса страны. Поэтому при разрешении проблем, связанных с распоряжением земельными долями, следует по возможности избегать выделения земельных долей в натуре, а стараться создавать такие организационно-правовые формы СХО, которые будут способствовать консолидации земельных долей и препятствовать появлению парцеллярного малоэффективного земледелия.

ГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА — ДОПОЛНЕНИЕ
Картматериал, на котором отражено состояние землепользования до землеустройства, количественные и качественные характеристики с.-х. угодий: Контуры с.-х. угодий и их площади; Границы земельных участков, принадлежащих юрлицам и гражданам, их кадастровые номера и площади вновь образуемых участков; Границы территориальных зон, ограничивающих в использовании с.-х. угодья.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПЛАНА
На проектном плане показываются: границы земельных участков фонда перераспределения; границы СХО; границы земель, находящихся в общей долевой собственности; их проектные номера и площади; земельные участки, находящиеся в долевой собственности или фонде перераспределения, переданные в аренду; схемы раздела на земельные участки массивов с.-х. угодий, находящихся в общей долевой собственности, номерация проектируемых земельных участков, проектируемые лесные полосы, дороги.

Экспликация земель составляется по каждому земельному участку и в целом по землям фонда перераспределения, землям СХО, землям долевой собственности.

УТВЕРЖДЕНИЕ
Проект перераспределения с.-х. угодий утверждается собственниками земельных участков (соответствующим исполнительным органом гос. власти, СХО, общим собранием участников долевой собственности) в установленном порядке.

1 комментарий

avatar
а как получить более подробную информацию?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.