Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.10.2015 № Д23и-4939 о принадлежности линии связи к объекту недвижимого имущества и необходимости проведения государственного кадастрового учета
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
29 комментариев
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2013 года N 10571-ПК/Д23и
О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)
В связи с поступающими в Минэкономразвития России обращениями граждан и юридических лиц, а также обращением Росреестра от 7 марта 2013 года N 09-исх/01986-ГЕ/13 относительно осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) Минэкономразвития России направляет рекомендации по некоторым вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), порядком осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлением сведений из государственного кадастра недвижимости (прилагаются).
Прошу довести настоящие рекомендации до сведения территориальных органов Росреестра и подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений.
П.Э.Королёв
Приложение. О подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), порядке осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлении…
Приложение
к письму
Минэкономразвития России
от 29 мая 2013 года N 10571-ПК/Д23и
О подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), порядке осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о них
С учетом пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии (железнодорожные пути) и другие подобные сооружения, расположенные на территории более одного кадастрового округа (далее — линейные сооружения), относятся к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N Д23-3650
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу, являются ли энергетические кабельные линии напряжением 10 кВ и более объектами недвижимости, и в пределах своей компетенции сообщает.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее — линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), объектам капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Таким образом, линейные объекты относятся к объектам недвижимости.
Кроме того, ч. 10 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующий проект приказа разрабатывается Минэкономразвития России.
В настоящее время определение количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства, а также отнесение указанного в обращении объекта к объектам недвижимого имущества осуществляются организациями технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
В случае если по результатам технической инвентаризации объект признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации изготавливает технический паспорт на данный объект капитального строительства.
Если же по результатам технической инвентаризации объект не признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации и технического учета объекта.
Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т.п.) статуса неопасных объектов, движимых вещей, принадлежности к недвижимым вещам, на строительство которых не требуется разрешение на строительство и кадастровый учет которых не осуществляется
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
Ответ
: В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ линии электропередач и линии связи относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента ее госрегистрации в органах Росреестра. Для регистрации права собственности на линейные объекты, необходимо оформить права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки, право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать. Права на земельные участки могут быть оформлены в т.ч. на основании частного сервитута.
В соответствии с позицией изложенной в письме Минэкономразвития России от 29.10.2010 № Д23-4444 размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Если земельный участок находится в муниципальной или государственной собственности, то допускается заключить договор аренды части земельного участка. В случае если предметом договора аренды является часть земельного участка, то в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) вносятся сведения об обременении земельного участка с присвоением учетного кадастрового номера части. Таким образом, если проведен кадастровый учет частей земельного участка, который позволяет определить их как объект аренды, то они могут быть переданы (предоставлены) по договору аренды для строительства линейного объекта.
Особенность заключения договора аренды участка с/х назначения заключается в том, что если участок находится в долевой собственности более чем пяти лиц, то заключение договора аренды осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (ст.14 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68, закреплено, что государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган). Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой (п.6).
Постановка на кадастровый учет объектов осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ на основании тех.плана сооружения (ст.22 ФЗ № 221-ФЗ), который изготавливает кадастровый инженер. Следует отметить, что в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42) в п.п. 7 п. 76 Порядка, указано, что при постановке сооружения на кадастровый учет, если сооружение расположено на нескольких земельных участках, в реестре указываются все кадастровые номера всех таких земельных участков.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом особенности оформления прав на линейные объекты недвижимого имущества действующим законодательством не установлены.
Таким образом, примерный перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию права собственности на вновь возведенное линейное сооружение будет следующим:
— документы, подтверждающие факт создания линейного сооружения: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
— правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества (пункт 1 статьи 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ);
— документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);
— документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а в случае, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»
«3. Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
4. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь.
Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
5. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т. п.).
6. Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган).
Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой. Информация о регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи, расположенное на территории более одного регистрационного округа, в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации направляется Федеральной регистрационной службой в форме выписки из реестра согласно приложению N 1 в территориальные органы, действующие на территории регистрационных округов, в пределах которых располагается такое сооружение.*
8. При разделении линейно-кабельного сооружения связи (или выделении из него одного и более сооружения), право на которое было зарегистрировано Федеральной регистрационной службой, на самостоятельные линейно-кабельные сооружения связи, каждое из которых расположено в пределах одного регистрационного округа, при необходимости совершения сделки с создаваемым (создаваемыми) линейно-кабельным сооружением связи государственная регистрация права на такие объекты недвижимости осуществляется территориальными органами по месту расположения вновь создаваемых таких сооружений.
Территориальные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомить Службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Федеральная регистрационная служба на основании поступившей выписки вносит в реестр записи о прекращении права на предыдущее линейно-кабельное сооружение связи.
9. При слиянии 2 или более линейно-кабельных сооружений связи, право на которые ранее было зарегистрировано территориальными органами, в единое сооружение связи, расположенное в пределах более одного регистрационного округа, государственная регистрация права на такой объект недвижимости осуществляется Федеральной регистрационной службой.
Федеральная регистрационная служба обязана в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации уведомить соответствующие территориальные органы об осуществлении государственной регистрации права на созданное в результате слияния линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписок по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Территориальные органы на основании поступивших выписок вносят в реестр записи о прекращении права на предыдущие линейно-кабельные сооружения связи.
10. Государственная регистрация права на земельные участки, на которых располагаются линейно-кабельные сооружения связи, осуществляется территориальными органами, действующими в пределах соответствующего регистрационного округа (по месту расположения этих земельных участков).
Территориальные органы по поступлении указанной в пункте 6 настоящего Положения информации отражают в графе «Особые отметки регистратора» подраздела I-1 соответствующего раздела реестра факт наличия на земельных участках линейно-кабельного сооружения связи, а также указывают реквизиты выписок из реестра«.
21.08.2014
С уважением,
Кобзарев Александр, эксперт «Системы Юрист»
Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,
ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»
к проекту приказа Минэкономразвития России
«Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений»
Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений» (далее – проект приказа) разработан в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000
«Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление № 000).
Понятия линий связи и линейно-кабельных сооружений определены Федеральным законом от 7 марта 2003 г. «О связи».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 марта 2003 г.
«О связи» под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В свою очередь линейно-кабельные сооружения связи представляют собой объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Линейно-кабельное сооружение связи (ЛКС) прочно связано с землей, представляет совокупность разнородных технологически взаимосвязанных недвижимых вещей, единое целое, соединенное физическими цепями, предназначено для размещения кабелей связи, обладает протяженностью (длинной).
Признаки ЛКС обуславливают особенности землепользования, в частности:
в силу протяженности ЛКС пересекают множество земельных участков, относящихся к различным категориям земель и находящихся у различных собственников, что в свою очередь влечет для операторов связи необходимость оформить вещные права на каждый пересекаемый ЛКС земельный участок;
требуется потребность в периодическом доступе на земельный участок в целях строительства, эксплуатации ЛКС;
размещение ЛКС допускает возможность использования земельного участка для иных видов землепользования;
размещение ЛКС требует установления охранных зон, в пределах которых частично ограничиваются права собственника земельного участка.
Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав, которые могут использоваться оператором связи: собственность, аренда, сервитут (частный и публичный), безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Учитывая особенности линий связи как имущественного объекта, их конструкцию, способы размещения на земельных участках, технические характеристики, необходимость оформления и государственной регистрации вещных прав на земельный участок при государственной регистрации линейно-кабельного сооружения связи в качестве объекта недвижимого имущества, наиболее приемлемой и оптимальной формой пользования земельными участками, используемыми для размещения линий связи, с финансовой и правовой точки зрения является публичный сервитут.
Вместе с тем публичный и частный сервитут слабо регламентированы российским законодательством и не получили развития в нашей стране.
Согласно принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденному постановлением № 000, возможно определение их величины на основе кадастровой стоимости.
Необходимо отметить, что отрасль информационных технологий и связи является важнейшим фактором и мощной опорой для экономического роста нашей страны. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности будет реализован в случае, если повышение суммы платежей по существующим договорам не будет очень значительным, поскольку такое повышение не повлечет увеличения тарифов на услуги, оказываемые операторами связи.
В связи с изложенным проектом приказа предлагается установить ставку арендной платы в размере 1,4% процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета и должен способствовать поступлению дополнительных средств в федеральный бюджет за счет оформления юридическими лицами права аренды.
На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.
Линейно-кабельные сооружения связи представляют собой сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (пункт 6 статьи 2 Закона о связи).
К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
— предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
— наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
В частности, к линейно-кабельным сооружениям связи относятся: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные выше в подпункте 1, может регистрироваться как одна сложная вещь, а линейно-кабельные сооружения, указанные в подпункте 2, рассматриваются как отдельный объект недвижимости.
Порядок государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества регламентирован пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). Указанная регистрация проводится на основании документов, подтверждающих факт создания таких объектов.
Для государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи правоустанавливающим документом являются отраслевые акты, изданные уполномоченными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002 г. № 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (далее – Правила). Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи (в дальнейшем — сооружений связи), которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели.
Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает:
— приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки;
— выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Помимо необходимых для государственной регистрации документов прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.
Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.
Государственная регистрационная служба в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомляет территориальные органы в форме выписки из реестра. Территориальные органы обязаны также в течение 3 рабочих дней с даты регистрационных действий уведомить Регистрационную службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения.
Записи о государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи вносятся в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Итак, если предприятие связи имеет (создает) линии связи, которые соответствуют понятию объекта недвижимости, то неизменно встает вопрос о праве на землю, которая используется для их размещения.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Кроме того, собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (статья 271 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 87, статье 91 ЗК РФ землями связи признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов связи и права на которые возникли у участников земельных отношений. Земли связи входят в состав земель промышленности и иного специального назначения. В целях обеспечения связи могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
— эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
— кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
— наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Необходимо обратить внимание, что на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (в том числе связи) в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. Согласно статье 10 Закона о связи к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Порядок предоставления земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Здесь целесообразно напомнить о требовании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12. 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно: собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, который относится к государственной или муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду указанный земельный участок, либо приобрести его у государства или муниципального образования в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.
Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.
Вспомним, что земли промышленности и иного специального назначения (в том числе земли связи) в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель наравне с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фонда, земель запаса. Например, линии связи могут располагаться как за границами населенных пунктов (один из основных критериев отнесения соответствующих земель к землям связи), так и в пределах населенных пунктов, а это уже другая категория земли, другой режим ее использования и т.д.
Факт наличия на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, линейных сооружений может повлечь в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение в обороте этих земельных участков, которое не связано с охраной таких сооружений, так как она обеспечивается с помощью установления охранных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ установление публичного сервитута производится:
законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Установление публичного сервитута нормативным правовым актом порождает неопределенность в вопросе о том, может ли конкретный владелец линейных сооружений использовать определенный земельный участок для целей строительства и эксплуатации соответствующих сооружений. Для предприятий связи нормативным актом, регулирующим права на пользование чужими земельными участками, является Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, утвердившее Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации. В частности, указанные Правила регулируют права и обязанности лиц, в ведении которых находятся линии связи, в отношении земельных участков, по которым проходят линии связи, а также на которых установлены охранные зоны линий и сооружений связи.
Существуют коллизии земельного законодательства с отраслевыми нормами об отдельных видах линейных сооружений.
Из содержания пункта 3 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут в отношении земельных участков, занятых линиями связи, может быть установлен только в целях ремонта линейных сооружений.
Вместе с тем в Законе о связи при установлении сервитута предусмотрена возможность строительства и эксплуатации сооружений связи.
В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым. Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи.
В Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Данное правило не согласуется с действующим земельным законодательством, из которого вытекает, что организациям газоснабжения земельные участки могут быть предоставлены на условиях аренды, собственности, сервитута частного или публичного в безвозмездное (срочное) пользование из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, на основании договора. Аналогично с вышесказанным в соответствии с ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в действующем законодательстве не предусмотрено установление публичных сервитутов для целей строительства, эксплуатации, реконструкции и охраны линейных сооружений.
Следует также обратить внимание на статью 25 Закона о регистрации. Действующая редакция данной статьи (в отличие от предыдущей) не предусматривает истребование у заявителей документов на земельный участок, в границах которого расположен объект.
Учитывая изложенное, полагаем, что отсутствие прав на земельный участок собственника линейных объектов не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Главный специалист – эксперт –
государственный регистратор
Краснодарского края
отдела регистрации прав на нежилые помещения
и крупных правообладателей А.А. Бородаенко
38. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
Правомерно возведенный объект строительства в соответствии с нормами ФЗ РФ № 169 ст. 25, ФЗ РФ № 73 ст. 62 может быть только объект на строительство которого получалось разрешение на данное строительство, чего в отношении линий связи тю тю
Лавочка захлопнулась!
Вопрос: ООО является оператором связи и предоставляет услуги связи посредством волоконно-оптических линий связи. Основную часть имущества организации составляют волоконно-оптические линии связи, проложенные в арендованной у собственников кабельной канализации или по трубостойкам и крышам домов.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Вправе ли ООО применять пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении волоконно-оптической линии связи?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.
На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Федеральный закон N 126-ФЗ) к линиям связи отнесены линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения.
При этом из ст. ст. 2 и 8 Федерального закона N 126-ФЗ следует, что под линейно-кабельными сооружениями связи, права на которые подлежат государственной регистрации, понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» (далее — Постановление N 68) к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.), которые в силу п. 1 ст. 374 Кодекса подлежат налогообложению.
Кроме того, пп. 1 п. 3 Постановления N 68 определено, что линейно-кабельные сооружения связи представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями).
Поэтому в отношении принятых с 1 января 2013 г. на учет в состав основных средств кабелей связи (движимого имущества), соединяющих объекты недвижимого имущества — линейно-кабельные сооружения связи, налогоплательщик вправе применить пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2015 г. N 14-09968/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая информацию, представленную ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалом по Кировской области (далее — Филиал), сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе его кадастровый номер, адрес (описание местоположения), позволяющие идентифицировать такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 30 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов.
В связи с отсутствием в обращении кадастровых номеров объектов недвижимости, реквизитов заявлений о проведении учетно-регистрационных процедур, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также решений о приостановлении (отказе) в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости направить пояснения в части осуществления государственного кадастрового учета и причин, послуживших основанием для приостановления/отказа в осуществлении такового, не представляется возможным.
Относительно вопросов, затронутых в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества недвижимое имущество с характеристиками, позволяющими определить такое в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК)).
Постановка на государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на основании документов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре (в том числе технического плана объекта недвижимости).
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости — органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693:
сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимого имущества, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация об объекте недвижимого имущества в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав приложения к техническому плану сооружения;
если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
в случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
Как сообщило ФГБУ «ФКП Росреестра» и Филиал, при принятии решений в части постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, представляющих собой волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) или волоконно-оптическую линию передач (ВОЛП), орган кадастрового учета учитывает рекомендации, изложенные в письме Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи», руководствуясь также нормами действующего законодательства Российской Федерации, на основании которых были даны соответствующие рекомендации.
При этом, на наш взгляд и по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», в случае, если в отношении заявленного на государственный кадастровый учет сооружения выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, имеется проектная документация и иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, то в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, пунктом 14 Требований данные документы являются достаточными для подготовки технического плана такого сооружения.
А соответственно ВОЛП/ВОЛС — недвига и к бабки не ходи так как в соответствии с Градстройкодексом данный шнурок есть ни что иное как объект капстроительства на который обязателен проект строительства и госэкспертиза данной предпроектной и проектной документации т.е. без разрешения на строительство и без ввода в эксплуатацию данных шнурков в соответствии со ст. 51, 55 ГрК РФ это ни что иное как самовольное строительство ст. 222 ГК РФ
Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
Дело А55-27365/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 03 марта 2014 года Дело N А55-27365/2013
Резолютивная часть решения суда объявлена 26.02.2014. Полный текст решения суда изготовлен 03.03.2014.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Щетининой М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2014 года дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
с участием 3-х лиц: Территориального управления Росимущества в Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Об оспаривании отказа в государственной регистрации права
при участии в заседании
от заявителя — представитель Кутузова Е.С., представитель Пятаева Д.В. по доверенности от 14.01.2014 (личности представителей установлены и полномочия проверены арбитражным судом Нижегородской области);
от заинтересованного лица — представитель Найдовский П.Е., по доверенности N12-88 от 30.12.2013;
от 3-х лиц — представители не явились, извещены
установил:
Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее — Заявитель, Общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — регистрирующий орган, заинтересованное лицо), выразившихся в принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200; об обязании регистрирующего органа в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие у регистрирующего органа законных оснований для вынесения оспариваемого отказа по доводам, изложенным в отказе. Заключенный между заявителем и органом местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства волоконно-оптической линии связи, на момент принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации не был оспорен и не признан недействительным. На период строительства объекта правоустанавливающим документом являлся договор аренды земельного участка, разрешение на строительство было выдано в соответствии с действующим законодательством. Введенный в эксплуатацию объект находится в границах отведенного для строительства земельного участка, и это подтверждается техническим паспортом, схемой расположения, являющейся неотъемлемой частью к договору аренды.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по доводам заявления.
Управление Росреестра с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д.26-30). Из отзыва следует, что без правоустанавливающего документа на земельный участок невозможно зарегистрировать право собственности на созданный на земельном участке объект. Представленный договор аренды не содержал сведений о кадастровом номере земельного участка, предоставленного в аренду, в пределах которого возведен объект. Представленный заявителем на регистрацию объект является самовольной постройкой.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал по доводам своего отзыва.
Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области свою позицию изложила в отзыве на заявление, представителя в судебное заседание не направила (л.д.68-70).
Территориальное управление свою позицию не высказало, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела
ОАО «Вымпел-Коммуникации» 20.08.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением N63-63-26/611/2013 о государственной регистрации объекта — линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200. С заявлением на государственную регистрацию были представлены:
Распоряжение Главы муниципального района Красноярский Самарской области N404 от 13.06.2006 о предоставлении в аренду земельного участка ООО «СЦС Совинтел» для строительства междугородной ВОЛС; разрешение на строительство N4 от 27.02.2007; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007; решение суда по делу NА55-26410/2012; письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р. Красноярский от 10.07.2013 N3048; кадастровый паспорт сооружения от 15.02.2013, выданный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Самарской области; договор аренды земельного участка N31 от 16.06.2006; акт приема-передачи к указанному договору; протокол совета директоров(л.д.35).
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 27.09.2013 Обществу было отказано в государственной регистрации на линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти» на основании абз. 4 и абз. 10 п. 1 ст. 20 N 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ о государственной регистрации). Причина отказа: «документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» (л.д.58-64).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, считая его несоответствующим требованиям законодательства, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что на территории Красноярского района Самарской области, Обществом с ограниченной ответственностью «СЦС Совинтел» (ООО «СЦС Совинтел») осуществлялись работы по строительству «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, протяженностью — 91 623 м, на земельном участке площадью 29901 кв.м. Открытое акционерное общество „Вымпел-Коммуникации“ на сегодняшний день является правопреемником ООО „СЦС Совинтел“.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом о госрегистрации прав.
Исходя из положений п.1 ст.25 названного закона основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество является документ, подтверждающий его создания.
По мнению Управления Росреестра, в силу положений п.3 ст.9 ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ему предоставлено право на проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В этой связи, документом, необходимым в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно п.3 ст.55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляются в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство.
Судом установлено, что заявителем разрешение на ввод в эксплуатацию было представлено на государственную регистрацию. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергается.
Выводы Управления Росреестра о том, что заявителем не представлены для государственной регистрации документы, позволяющие осуществить регистрацию, а те, что представлены, не соответствуют требованиям законодательства, суд считает не обоснованными.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что земельный участок под строительство предоставлялся заявителю на основании договора аренды. Земли под строительство предоставлялись из категории земель сельскохозяйственного назначения(л.д.47-52).
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельных участков N31 от 16.06.2006, в котором отсутствует указание на кадастровые номера земельных участков образующих совокупную площадь арендуемого земельного участка в разделе предмет договора, поэтому между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и предмет договора и, следовательно, указанный договор не является заключенным, суд считает ошибочными.
Судом установлено, что на основании обращения заявителя Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области выдано Разрешение N4 от
После осуществления строительства Администрацией муниципального района Красноярский было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007 (л.д.101-103).
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
При этом соответствие места размещения выстроенного объекта с предоставленным в аренду земельным участком проверялось путем сопоставления схемы, являющейся приложением к договору аренды земельного участка с техническим паспортом объекта. Указанное обстоятельство подтверждается так же и ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Красноярский от 10.07.2013 N 3048 (л.д.53, 106-107). Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исходя из смысла и взаимосвязи норм п.1 ст.17, п.1 ст.20, ст.25 ФЗ о государственной регистрации, ст. 55 ГрК РФ, документом, необходимым в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанный документ был представлен для осуществления государственной регистрации права на ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти».
Довод регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации права собственности, на несоблюдение порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства суд считает не обоснованным.
При рассмотрении Управлением заявления общества о регистрации права собственности на объект, в полномочия регистрирующего органа не входит осуществление контроля за соблюдением порядка предоставления земельного участка, в рамках правовой экспертизы.
Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в т.ч. судебные, в случае, если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено в их компетенции.
Доказательств признания недействительным актов органа местного самоуправления заинтересованным лицом не представлено. решение вопроса о возможности неприменения акта государственного органа или акта органа местного самоуправления с учетом выводов собственной правовой экспертизы регистрирующего органа не допускается.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2006 по делу NА65-11895/06, Постановлении Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А55-11389/2013.
Ссылка регистрирующего органа о том, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый объект недвижимого имущества необходимо убедиться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой, является несостоятельной.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным и правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судом и изложено выше, разрешение на строительство спорного объекта недвижимости N4 от 27.02.2007 выдано заявителю уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство — Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области.
Регистрирующим органом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении при создании спорного объекта градостроительных и строительных норм и правил.
На момент вынесения Управлением Росреестра оспариваемого отказа, представленный заявителем на регистрацию договор аренд, заключенный заявителем с органом местного самоуправления не оспорен и недействительным не признан.
Спорный объект, введенный в эксплуатацию на основании разрешения, согласно техническому паспорту, схеме расположения, являющейся неотъемлемой частью договора аренды, находится в границах земельного участка, отведенного для строительства.
В силу вышеуказанных обстоятельств объект ЛКС ВОЛС не является самовольной постройкой; данный объект построен на земельном участке, отведенном для строительства в установленном законом порядке с получением всей необходимой разрешительной документации.
Заявителем были предоставлены необходимые и достаточные документы, для осуществления регистрации права собственности на объект — ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», по форме и содержанию соответствующие требованиям закона.
Из совокупности названных правовых норм следует, что правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов. Тем ни менее, из оспариваемого акта следует, что регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, не относящихся к правоустанавливающим.
Действия должностных лиц Управления Росреестра противоречат нормам действующего законодательства, которые устанавливают запрет на истребование от заявителей документов, не предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на представление Заявителем всех документов, необходимых для вынесения решения о государственной регистрации, заинтересованным лицом было принято решение об отказе, в нарушение прав и законных интересов ОАО «Вымпел-Коммуникации».
В силу вышеизложенного, принятое Управлением Росреестра решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский — г. Самара с ответвлением на г. Тольятти» не имеет под собой правовых оснований, противоречит законодательству Российской Федерации и установленному законом порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд удовлетворяет требования заявителя в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ N 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя подлежат возмещению этим органом.
На основании изложенного расходы по оплате госпошлины, понесенные Обществом «Вымпел-Коммуникации» должны быть возмещены за счет Управления Росреестра по Самарской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Отказ Управления Росреестра по Самарской области от 27.09.2013 N 26/611/2013-152 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200 признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда по делу N А55-27365/2013 в законную силу, принять решение о государственной регистрации права собственности ОАО „Вымпел-Коммуникации“ на недвижимое имущество — »Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200.
Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва, расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.
решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
М.Н. Щетинина
Скорее всего требуется, хотя как сами видите, четких критериев отнесения ВОЛС к объектам недвижимости нет. Я в таких спорных случаях пишу в администрацию, которая должна выдавать разрешение на строительство, письмо следующего содержания (на примере ВЛ):
Так Вы получите официальный ответ, который всегда можете использовать в спорных ситуациях.