Отвечаем на вопрос «как правильно и грамотно оформить вынос?»
Если действовать по «Инструкции о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА) 17-004-99», тогда необходимо выполнить Технический и Приемочный контроль. Приложение № 7 Инструкции содержит образцы актов приемки геодезических и топографических работ, заключения ОТК, а также списков принятых работ и материалов на основные процессы.
О контроле и приемке у нас есть специальный раздел « Контроль и приемка инженерно-геодезических изысканий» в книге-пособии, о которой подробнее смотрите на сайте kladik.3dn.ru/
Деятельность кадастрового инженера/геодезиста это его товар/услуга за который он получает определенное вознаграждение
• Статья 456. Обязанности продавца по передаче товара
• Статья 457. Срок исполнения обязанности передать товар
Статья 460. Обязанность продавца передать товар свободным от прав третьих лиц
• Статья 463. Последствия неисполнения обязанности передать товар
• Статья 464. Последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару
Заключаем договор, оплата 100%
предоплата?
а при выносе выдаем акт сдачи межевых знаков?
и сдаете заказчику по акту приема-передачи весь свой отчет о проделанной Вами работе В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ заключенного договора, возможно, что в договоре будет прописана и Ваша обязанность по кадастровому учету данного зем участка
При исправлении нужно с этого координата убрать 6 ЗУ.
Вы не раскрываете сути проблемы, не известно что и какие ЗУ Вы ставили на кадастр, не известно что находится фактически на данных зем участках, не известно с чем связана данная Ваша суета по исправлению данных ошибок ну и т.д.
приказ 88 от 25 февраля 2014г.
п.26. В технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, то есть точек изменений описания контура сооружения на земельном участке.
Контур сооружения (части сооружения) может быть отображен в виде:
…
2) разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения, между условными начальной и конечной точками сооружения (в случае если сооружение является протяженным, например линия электропередачи, трубопровод и тому подобное). Местоположение таких точек (начальной и конечной) определяется кадастровым инженером.
47. В строке «10» графы «3» раздела «Характеристики сооружения» указываются одна или несколько открытых, общедоступных основных характеристик (тип и значение) сооружения, определяемых на основании документов, указанных в пункте 14 Требований:
— протяженность в метрах с округлением до 1 метра;
— глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра;
— площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 кв. метра;
— объем в кубических метрах с округлением до 1 куб. метра;
ежели исключить необходимость эксплуатации данного газопровода не важно наземного или подземного, охранная зона без сервитута не дает права использования данной земли даже в ограниченном виде
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
38. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
Правомерно возведенный объект строительства в соответствии с нормами ФЗ РФ № 169 ст. 25, ФЗ РФ № 73 ст. 62 может быть только объект на строительство которого получалось разрешение на данное строительство, чего в отношении линий связи тю тю
Особенности конструкции, способов размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников земельных участков или иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки на иных правах.
Факт наличия на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, линейных сооружений может повлечь в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение в обороте этих земельных участков, которое не связано с охраной таких сооружений, так как она обеспечивается с помощью установления охранных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ установление публичного сервитута производится:
законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Установление публичного сервитута нормативным правовым актом порождает неопределенность в вопросе о том, может ли конкретный владелец линейных сооружений использовать определенный земельный участок для целей строительства и эксплуатации соответствующих сооружений. Для предприятий связи нормативным актом, регулирующим права на пользование чужими земельными участками, является Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, утвердившее Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации. В частности, указанные Правила регулируют права и обязанности лиц, в ведении которых находятся линии связи, в отношении земельных участков, по которым проходят линии связи, а также на которых установлены охранные зоны линий и сооружений связи.
Существуют коллизии земельного законодательства с отраслевыми нормами об отдельных видах линейных сооружений.
Из содержания пункта 3 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут в отношении земельных участков, занятых линиями связи, может быть установлен только в целях ремонта линейных сооружений.
Вместе с тем в Законе о связи при установлении сервитута предусмотрена возможность строительства и эксплуатации сооружений связи.
В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым. Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи.
В Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Данное правило не согласуется с действующим земельным законодательством, из которого вытекает, что организациям газоснабжения земельные участки могут быть предоставлены на условиях аренды, собственности, сервитута частного или публичного в безвозмездное (срочное) пользование из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, на основании договора. Аналогично с вышесказанным в соответствии с ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в действующем законодательстве не предусмотрено установление публичных сервитутов для целей строительства, эксплуатации, реконструкции и охраны линейных сооружений.
Следует также обратить внимание на статью 25 Закона о регистрации. Действующая редакция данной статьи (в отличие от предыдущей) не предусматривает истребование у заявителей документов на земельный участок, в границах которого расположен объект.
Учитывая изложенное, полагаем, что отсутствие прав на земельный участок собственника линейных объектов не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Главный специалист – эксперт –
государственный регистратор
Краснодарского края
отдела регистрации прав на нежилые помещения
и крупных правообладателей А.А. Бородаенко
В случае разделения линейно-кабельного сооружения на 2 и более самостоятельных сооружения, выделении из его состава самостоятельного сооружения, при слиянии, государственной регистрации подлежит право на каждый вновь создаваемый объект недвижимости, а также прекращение права на предыдущий объект.
Государственная регистрационная служба в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомляет территориальные органы в форме выписки из реестра. Территориальные органы обязаны также в течение 3 рабочих дней с даты регистрационных действий уведомить Регистрационную службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения.
Записи о государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи вносятся в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Итак, если предприятие связи имеет (создает) линии связи, которые соответствуют понятию объекта недвижимости, то неизменно встает вопрос о праве на землю, которая используется для их размещения.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Кроме того, собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (статья 271 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 87, статье 91 ЗК РФ землями связи признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов связи и права на которые возникли у участников земельных отношений. Земли связи входят в состав земель промышленности и иного специального назначения. В целях обеспечения связи могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
— эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
— кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
— наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Необходимо обратить внимание, что на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (в том числе связи) в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. Согласно статье 10 Закона о связи к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Порядок предоставления земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Здесь целесообразно напомнить о требовании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12. 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно: собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, который относится к государственной или муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду указанный земельный участок, либо приобрести его у государства или муниципального образования в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.
Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.
Вспомним, что земли промышленности и иного специального назначения (в том числе земли связи) в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель наравне с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фонда, земель запаса. Например, линии связи могут располагаться как за границами населенных пунктов (один из основных критериев отнесения соответствующих земель к землям связи), так и в пределах населенных пунктов, а это уже другая категория земли, другой режим ее использования и т.д.
К линейным объектам Законом Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.
Линейно-кабельные сооружения связи представляют собой сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (пункт 6 статьи 2 Закона о связи).
К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
— предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
— наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
В частности, к линейно-кабельным сооружениям связи относятся: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные выше в подпункте 1, может регистрироваться как одна сложная вещь, а линейно-кабельные сооружения, указанные в подпункте 2, рассматриваются как отдельный объект недвижимости.
Порядок государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества регламентирован пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). Указанная регистрация проводится на основании документов, подтверждающих факт создания таких объектов.
Для государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи правоустанавливающим документом являются отраслевые акты, изданные уполномоченными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002 г. № 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (далее – Правила). Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи (в дальнейшем — сооружений связи), которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели.
Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает:
— приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки;
— выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Помимо необходимых для государственной регистрации документов прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.
Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.
Если действовать по «Инструкции о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА) 17-004-99», тогда необходимо выполнить Технический и Приемочный контроль. Приложение № 7 Инструкции содержит образцы актов приемки геодезических и топографических работ, заключения ОТК, а также списков принятых работ и материалов на основные процессы.
О контроле и приемке у нас есть специальный раздел « Контроль и приемка инженерно-геодезических изысканий» в книге-пособии, о которой подробнее смотрите на сайте kladik.3dn.ru/
• Статья 456. Обязанности продавца по передаче товара
• Статья 457. Срок исполнения обязанности передать товар
Статья 460. Обязанность продавца передать товар свободным от прав третьих лиц
• Статья 463. Последствия неисполнения обязанности передать товар
• Статья 464. Последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару
предоплата?
и сдаете заказчику по акту приема-передачи весь свой отчет о проделанной Вами работе В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ заключенного договора, возможно, что в договоре будет прописана и Ваша обязанность по кадастровому учету данного зем участка
модератора прошу почистить предыдущий мой пост
п.26. В технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, то есть точек изменений описания контура сооружения на земельном участке.
Контур сооружения (части сооружения) может быть отображен в виде:
…
2) разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения, между условными начальной и конечной точками сооружения (в случае если сооружение является протяженным, например линия электропередачи, трубопровод и тому подобное). Местоположение таких точек (начальной и конечной) определяется кадастровым инженером.
47. В строке «10» графы «3» раздела «Характеристики сооружения» указываются одна или несколько открытых, общедоступных основных характеристик (тип и значение) сооружения, определяемых на основании документов, указанных в пункте 14 Требований:
— протяженность в метрах с округлением до 1 метра;
— глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра;
— площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 кв. метра;
— объем в кубических метрах с округлением до 1 куб. метра;
— высота в метрах с округлением до 1 метра.
38. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
Правомерно возведенный объект строительства в соответствии с нормами ФЗ РФ № 169 ст. 25, ФЗ РФ № 73 ст. 62 может быть только объект на строительство которого получалось разрешение на данное строительство, чего в отношении линий связи тю тю
Факт наличия на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, линейных сооружений может повлечь в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение в обороте этих земельных участков, которое не связано с охраной таких сооружений, так как она обеспечивается с помощью установления охранных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ установление публичного сервитута производится:
законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Установление публичного сервитута нормативным правовым актом порождает неопределенность в вопросе о том, может ли конкретный владелец линейных сооружений использовать определенный земельный участок для целей строительства и эксплуатации соответствующих сооружений. Для предприятий связи нормативным актом, регулирующим права на пользование чужими земельными участками, является Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, утвердившее Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации. В частности, указанные Правила регулируют права и обязанности лиц, в ведении которых находятся линии связи, в отношении земельных участков, по которым проходят линии связи, а также на которых установлены охранные зоны линий и сооружений связи.
Существуют коллизии земельного законодательства с отраслевыми нормами об отдельных видах линейных сооружений.
Из содержания пункта 3 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут в отношении земельных участков, занятых линиями связи, может быть установлен только в целях ремонта линейных сооружений.
Вместе с тем в Законе о связи при установлении сервитута предусмотрена возможность строительства и эксплуатации сооружений связи.
В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым. Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи.
В Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Данное правило не согласуется с действующим земельным законодательством, из которого вытекает, что организациям газоснабжения земельные участки могут быть предоставлены на условиях аренды, собственности, сервитута частного или публичного в безвозмездное (срочное) пользование из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, на основании договора. Аналогично с вышесказанным в соответствии с ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в действующем законодательстве не предусмотрено установление публичных сервитутов для целей строительства, эксплуатации, реконструкции и охраны линейных сооружений.
Следует также обратить внимание на статью 25 Закона о регистрации. Действующая редакция данной статьи (в отличие от предыдущей) не предусматривает истребование у заявителей документов на земельный участок, в границах которого расположен объект.
Учитывая изложенное, полагаем, что отсутствие прав на земельный участок собственника линейных объектов не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Главный специалист – эксперт –
государственный регистратор
Краснодарского края
отдела регистрации прав на нежилые помещения
и крупных правообладателей А.А. Бородаенко
Государственная регистрационная служба в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомляет территориальные органы в форме выписки из реестра. Территориальные органы обязаны также в течение 3 рабочих дней с даты регистрационных действий уведомить Регистрационную службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения.
Записи о государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи вносятся в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Итак, если предприятие связи имеет (создает) линии связи, которые соответствуют понятию объекта недвижимости, то неизменно встает вопрос о праве на землю, которая используется для их размещения.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Кроме того, собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (статья 271 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 87, статье 91 ЗК РФ землями связи признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов связи и права на которые возникли у участников земельных отношений. Земли связи входят в состав земель промышленности и иного специального назначения. В целях обеспечения связи могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
— эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
— кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
— наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Необходимо обратить внимание, что на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (в том числе связи) в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. Согласно статье 10 Закона о связи к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Порядок предоставления земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Здесь целесообразно напомнить о требовании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12. 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно: собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, который относится к государственной или муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду указанный земельный участок, либо приобрести его у государства или муниципального образования в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.
Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.
Вспомним, что земли промышленности и иного специального назначения (в том числе земли связи) в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель наравне с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фонда, земель запаса. Например, линии связи могут располагаться как за границами населенных пунктов (один из основных критериев отнесения соответствующих земель к землям связи), так и в пределах населенных пунктов, а это уже другая категория земли, другой режим ее использования и т.д.
На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.
Линейно-кабельные сооружения связи представляют собой сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (пункт 6 статьи 2 Закона о связи).
К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
— предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
— наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
В частности, к линейно-кабельным сооружениям связи относятся: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные выше в подпункте 1, может регистрироваться как одна сложная вещь, а линейно-кабельные сооружения, указанные в подпункте 2, рассматриваются как отдельный объект недвижимости.
Порядок государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества регламентирован пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). Указанная регистрация проводится на основании документов, подтверждающих факт создания таких объектов.
Для государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи правоустанавливающим документом являются отраслевые акты, изданные уполномоченными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002 г. № 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (далее – Правила). Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи (в дальнейшем — сооружений связи), которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели.
Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает:
— приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки;
— выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Помимо необходимых для государственной регистрации документов прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.
Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.