Р Е Ш И Л:
Отказ Управления Росреестра по Самарской области от 27.09.2013 N 26/611/2013-152 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200 признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда по делу N А55-27365/2013 в законную силу, принять решение о государственной регистрации права собственности ОАО „Вымпел-Коммуникации“ на недвижимое имущество — »Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200.
Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва, расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.
решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
М.Н. Щетинина
27.02.2007 на строительство объекта капитального строительства — Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский. Заявителю была утверждена схема расположения земельных участков, что свидетельствует о предоставлении заявителем пакета документов, необходимого в соответствии со ст.51 ГрК РФ.
После осуществления строительства Администрацией муниципального района Красноярский было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007 (л.д.101-103).
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
При этом соответствие места размещения выстроенного объекта с предоставленным в аренду земельным участком проверялось путем сопоставления схемы, являющейся приложением к договору аренды земельного участка с техническим паспортом объекта. Указанное обстоятельство подтверждается так же и ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Красноярский от 10.07.2013 N 3048 (л.д.53, 106-107). Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исходя из смысла и взаимосвязи норм п.1 ст.17, п.1 ст.20, ст.25 ФЗ о государственной регистрации, ст. 55 ГрК РФ, документом, необходимым в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанный документ был представлен для осуществления государственной регистрации права на ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти».
Довод регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации права собственности, на несоблюдение порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства суд считает не обоснованным.
При рассмотрении Управлением заявления общества о регистрации права собственности на объект, в полномочия регистрирующего органа не входит осуществление контроля за соблюдением порядка предоставления земельного участка, в рамках правовой экспертизы.
Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в т.ч. судебные, в случае, если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено в их компетенции.
Доказательств признания недействительным актов органа местного самоуправления заинтересованным лицом не представлено. решение вопроса о возможности неприменения акта государственного органа или акта органа местного самоуправления с учетом выводов собственной правовой экспертизы регистрирующего органа не допускается.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2006 по делу NА65-11895/06, Постановлении Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А55-11389/2013.
Ссылка регистрирующего органа о том, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый объект недвижимого имущества необходимо убедиться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой, является несостоятельной.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным и правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судом и изложено выше, разрешение на строительство спорного объекта недвижимости N4 от 27.02.2007 выдано заявителю уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство — Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области.
Регистрирующим органом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении при создании спорного объекта градостроительных и строительных норм и правил.
На момент вынесения Управлением Росреестра оспариваемого отказа, представленный заявителем на регистрацию договор аренд, заключенный заявителем с органом местного самоуправления не оспорен и недействительным не признан.
Спорный объект, введенный в эксплуатацию на основании разрешения, согласно техническому паспорту, схеме расположения, являющейся неотъемлемой частью договора аренды, находится в границах земельного участка, отведенного для строительства.
В силу вышеуказанных обстоятельств объект ЛКС ВОЛС не является самовольной постройкой; данный объект построен на земельном участке, отведенном для строительства в установленном законом порядке с получением всей необходимой разрешительной документации.
Заявителем были предоставлены необходимые и достаточные документы, для осуществления регистрации права собственности на объект — ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», по форме и содержанию соответствующие требованиям закона.
Из совокупности названных правовых норм следует, что правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов. Тем ни менее, из оспариваемого акта следует, что регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, не относящихся к правоустанавливающим.
Действия должностных лиц Управления Росреестра противоречат нормам действующего законодательства, которые устанавливают запрет на истребование от заявителей документов, не предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на представление Заявителем всех документов, необходимых для вынесения решения о государственной регистрации, заинтересованным лицом было принято решение об отказе, в нарушение прав и законных интересов ОАО «Вымпел-Коммуникации».
В силу вышеизложенного, принятое Управлением Росреестра решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский — г. Самара с ответвлением на г. Тольятти» не имеет под собой правовых оснований, противоречит законодательству Российской Федерации и установленному законом порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд удовлетворяет требования заявителя в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ N 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя подлежат возмещению этим органом.
На основании изложенного расходы по оплате госпошлины, понесенные Обществом «Вымпел-Коммуникации» должны быть возмещены за счет Управления Росреестра по Самарской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Изучив и исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя заявителя, заинтересованного лица, дав оценку их доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд установил следующее.
ОАО «Вымпел-Коммуникации» 20.08.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением N63-63-26/611/2013 о государственной регистрации объекта — линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200. С заявлением на государственную регистрацию были представлены:
Распоряжение Главы муниципального района Красноярский Самарской области N404 от 13.06.2006 о предоставлении в аренду земельного участка ООО «СЦС Совинтел» для строительства междугородной ВОЛС; разрешение на строительство N4 от 27.02.2007; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007; решение суда по делу NА55-26410/2012; письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р. Красноярский от 10.07.2013 N3048; кадастровый паспорт сооружения от 15.02.2013, выданный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Самарской области; договор аренды земельного участка N31 от 16.06.2006; акт приема-передачи к указанному договору; протокол совета директоров(л.д.35).
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 27.09.2013 Обществу было отказано в государственной регистрации на линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти» на основании абз. 4 и абз. 10 п. 1 ст. 20 N 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ о государственной регистрации). Причина отказа: «документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» (л.д.58-64).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, считая его несоответствующим требованиям законодательства, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что на территории Красноярского района Самарской области, Обществом с ограниченной ответственностью «СЦС Совинтел» (ООО «СЦС Совинтел») осуществлялись работы по строительству «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, протяженностью — 91 623 м, на земельном участке площадью 29901 кв.м. Открытое акционерное общество „Вымпел-Коммуникации“ на сегодняшний день является правопреемником ООО „СЦС Совинтел“.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом о госрегистрации прав.
Исходя из положений п.1 ст.25 названного закона основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество является документ, подтверждающий его создания.
По мнению Управления Росреестра, в силу положений п.3 ст.9 ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ему предоставлено право на проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В этой связи, документом, необходимым в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно п.3 ст.55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляются в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство.
Судом установлено, что заявителем разрешение на ввод в эксплуатацию было представлено на государственную регистрацию. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергается.
Выводы Управления Росреестра о том, что заявителем не представлены для государственной регистрации документы, позволяющие осуществить регистрацию, а те, что представлены, не соответствуют требованиям законодательства, суд считает не обоснованными.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что земельный участок под строительство предоставлялся заявителю на основании договора аренды. Земли под строительство предоставлялись из категории земель сельскохозяйственного назначения(л.д.47-52).
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельных участков N31 от 16.06.2006, в котором отсутствует указание на кадастровые номера земельных участков образующих совокупную площадь арендуемого земельного участка в разделе предмет договора, поэтому между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и предмет договора и, следовательно, указанный договор не является заключенным, суд считает ошибочными.
Судом установлено, что на основании обращения заявителя Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области выдано Разрешение N4 от
А соответственно ВОЛП/ВОЛС — недвига и к бабки не ходи так как в соответствии с Градстройкодексом данный шнурок есть ни что иное как объект капстроительства на который обязателен проект строительства и госэкспертиза данной предпроектной и проектной документации т.е. без разрешения на строительство и без ввода в эксплуатацию данных шнурков в соответствии со ст. 51, 55 ГрК РФ это ни что иное как самовольное строительство ст. 222 ГК РФ
Дело А55-27365/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 03 марта 2014 года Дело N А55-27365/2013
Резолютивная часть решения суда объявлена 26.02.2014. Полный текст решения суда изготовлен 03.03.2014.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Щетининой М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2014 года дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
с участием 3-х лиц: Территориального управления Росимущества в Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Об оспаривании отказа в государственной регистрации права
при участии в заседании
от заявителя — представитель Кутузова Е.С., представитель Пятаева Д.В. по доверенности от 14.01.2014 (личности представителей установлены и полномочия проверены арбитражным судом Нижегородской области);
от заинтересованного лица — представитель Найдовский П.Е., по доверенности N12-88 от 30.12.2013;
от 3-х лиц — представители не явились, извещены
установил:
Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее — Заявитель, Общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — регистрирующий орган, заинтересованное лицо), выразившихся в принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200; об обязании регистрирующего органа в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие у регистрирующего органа законных оснований для вынесения оспариваемого отказа по доводам, изложенным в отказе. Заключенный между заявителем и органом местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства волоконно-оптической линии связи, на момент принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации не был оспорен и не признан недействительным. На период строительства объекта правоустанавливающим документом являлся договор аренды земельного участка, разрешение на строительство было выдано в соответствии с действующим законодательством. Введенный в эксплуатацию объект находится в границах отведенного для строительства земельного участка, и это подтверждается техническим паспортом, схемой расположения, являющейся неотъемлемой частью к договору аренды.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по доводам заявления.
Управление Росреестра с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д.26-30). Из отзыва следует, что без правоустанавливающего документа на земельный участок невозможно зарегистрировать право собственности на созданный на земельном участке объект. Представленный договор аренды не содержал сведений о кадастровом номере земельного участка, предоставленного в аренду, в пределах которого возведен объект. Представленный заявителем на регистрацию объект является самовольной постройкой.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал по доводам своего отзыва.
Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области свою позицию изложила в отзыве на заявление, представителя в судебное заседание не направила (л.д.68-70).
Территориальное управление свою позицию не высказало, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2015 г. N 14-09968/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая информацию, представленную ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалом по Кировской области (далее — Филиал), сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе его кадастровый номер, адрес (описание местоположения), позволяющие идентифицировать такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 30 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов.
В связи с отсутствием в обращении кадастровых номеров объектов недвижимости, реквизитов заявлений о проведении учетно-регистрационных процедур, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также решений о приостановлении (отказе) в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости направить пояснения в части осуществления государственного кадастрового учета и причин, послуживших основанием для приостановления/отказа в осуществлении такового, не представляется возможным.
Относительно вопросов, затронутых в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества недвижимое имущество с характеристиками, позволяющими определить такое в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК)).
Постановка на государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на основании документов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре (в том числе технического плана объекта недвижимости).
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости — органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693:
сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимого имущества, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация об объекте недвижимого имущества в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав приложения к техническому плану сооружения;
если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
в случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
Как сообщило ФГБУ «ФКП Росреестра» и Филиал, при принятии решений в части постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, представляющих собой волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) или волоконно-оптическую линию передач (ВОЛП), орган кадастрового учета учитывает рекомендации, изложенные в письме Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи», руководствуясь также нормами действующего законодательства Российской Федерации, на основании которых были даны соответствующие рекомендации.
При этом, на наш взгляд и по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», в случае, если в отношении заявленного на государственный кадастровый учет сооружения выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, имеется проектная документация и иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, то в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, пунктом 14 Требований данные документы являются достаточными для подготовки технического плана такого сооружения.
А соответственно ВОЛП/ВОЛС — недвига и к бабки не ходи так как в соответствии с Градстройкодексом данный шнурок есть ни что иное как объект капстроительства на который обязателен проект строительства и госэкспертиза данной предпроектной и проектной документации т.е. без разрешения на строительство и без ввода в эксплуатацию данных шнурков в соответствии со ст. 51, 55 ГрК РФ это ни что иное как самовольное строительство ст. 222 ГК РФ
Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
Эта норма вступает в силу с 1 июля 2016. Срок в 3 года начинает исчисляться с 1 июля 2016. Закон обратной силы не имеет. Таким образом сейчас Вам переживать не стоит. Вот если Вы с 1 июля 2016 года 3 года не будете вести кадастровую деятельность, тогда да — исключение из СРО (аннулирование аттестата).
Уникальные архитектурные решения г. Нязепетровск, памятники истории, архитектуры и зодчества главного архитектора родного городка — youtu.be/tJFc4QbXogI
Правильно — в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» ( base.garant.ru/70115922/ )
А если серьезно — в чем именно у Вас вопрос или затруднение?
Письмо Минэкономразвития России от 03.02.2016 N ОГ-Д23-1193 «Относительно кадастрового учета земельных участков, образованных из
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2016 г. N ОГ-Д23-1193
ОТНОСИТЕЛЬНО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
РАНЕЕ ОБРАЗОВАННОГО ПУТЕМ ВЫДЕЛА В СЧЕТ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
В ПРАВЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно информации Росреестра по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земельного участка с кадастровым номером N 1, органом кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ „О государственном кадастре недвижимости“ (далее — Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее — Решение) в связи с отсутствием в составе представленного межевого плана проекта межевания земельных участков.
Также в орган кадастрового учета были представлены документы, направленные на устранение причин, послуживших основанием для принятия Решения. По результатам рассмотрения представленных документов органом кадастрового учета на основании пунктов 4, 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приняты решения об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с неустранением причин, послуживших основанием для принятия Решения. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N 1 был образован в 2013 г. путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее — Закон об обороте).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об обороте земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права, датированному 2013 г., которое было включено в состав приложения к проекту межевания, физическому лицу (правообладателю) принадлежит 6/11 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 1, который был образован путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
По мнению Росреестра, порядок выдела земельной доли в соответствии с правилами, установленными Законом об обороте, в данном случае неприменим.
Однако, установленный статьями 13, 13.1 Закона об обороте порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, не содержит ограничений и запретов на образование земельного участка (с учетом требований к образуемым земельным участкам) из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.
При этом не имеет значения, был ли данный участок предоставлен в связи с приватизацией либо был образован из земельных долей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об обороте минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета установлен статьей 27 Закона о кадастре. Согласно части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет в том числе в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Указанная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.
А результаты очень интересны.
vfl.ru/fotos/eef46efd11964453.html][IMG]http://images.vfl.ru/ii/1458553106/eef46efd/11964453_m.jpg[/IMG]
Отказ Управления Росреестра по Самарской области от 27.09.2013 N 26/611/2013-152 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200 признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда по делу N А55-27365/2013 в законную силу, принять решение о государственной регистрации права собственности ОАО „Вымпел-Коммуникации“ на недвижимое имущество — »Линейно-кабельное сооружение волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200.
Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва, расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.
решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
М.Н. Щетинина
После осуществления строительства Администрацией муниципального района Красноярский было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007 (л.д.101-103).
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
При этом соответствие места размещения выстроенного объекта с предоставленным в аренду земельным участком проверялось путем сопоставления схемы, являющейся приложением к договору аренды земельного участка с техническим паспортом объекта. Указанное обстоятельство подтверждается так же и ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Красноярский от 10.07.2013 N 3048 (л.д.53, 106-107). Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исходя из смысла и взаимосвязи норм п.1 ст.17, п.1 ст.20, ст.25 ФЗ о государственной регистрации, ст. 55 ГрК РФ, документом, необходимым в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанный документ был представлен для осуществления государственной регистрации права на ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти».
Довод регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации права собственности, на несоблюдение порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства суд считает не обоснованным.
При рассмотрении Управлением заявления общества о регистрации права собственности на объект, в полномочия регистрирующего органа не входит осуществление контроля за соблюдением порядка предоставления земельного участка, в рамках правовой экспертизы.
Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в т.ч. судебные, в случае, если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено в их компетенции.
Доказательств признания недействительным актов органа местного самоуправления заинтересованным лицом не представлено. решение вопроса о возможности неприменения акта государственного органа или акта органа местного самоуправления с учетом выводов собственной правовой экспертизы регистрирующего органа не допускается.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2006 по делу NА65-11895/06, Постановлении Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А55-11389/2013.
Ссылка регистрирующего органа о том, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый объект недвижимого имущества необходимо убедиться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой, является несостоятельной.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным и правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судом и изложено выше, разрешение на строительство спорного объекта недвижимости N4 от 27.02.2007 выдано заявителю уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство — Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области.
Регистрирующим органом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении при создании спорного объекта градостроительных и строительных норм и правил.
На момент вынесения Управлением Росреестра оспариваемого отказа, представленный заявителем на регистрацию договор аренд, заключенный заявителем с органом местного самоуправления не оспорен и недействительным не признан.
Спорный объект, введенный в эксплуатацию на основании разрешения, согласно техническому паспорту, схеме расположения, являющейся неотъемлемой частью договора аренды, находится в границах земельного участка, отведенного для строительства.
В силу вышеуказанных обстоятельств объект ЛКС ВОЛС не является самовольной постройкой; данный объект построен на земельном участке, отведенном для строительства в установленном законом порядке с получением всей необходимой разрешительной документации.
Заявителем были предоставлены необходимые и достаточные документы, для осуществления регистрации права собственности на объект — ЛКС ВОЛС «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», по форме и содержанию соответствующие требованиям закона.
Из совокупности названных правовых норм следует, что правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов. Тем ни менее, из оспариваемого акта следует, что регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, не относящихся к правоустанавливающим.
Действия должностных лиц Управления Росреестра противоречат нормам действующего законодательства, которые устанавливают запрет на истребование от заявителей документов, не предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
— оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на представление Заявителем всех документов, необходимых для вынесения решения о государственной регистрации, заинтересованным лицом было принято решение об отказе, в нарушение прав и законных интересов ОАО «Вымпел-Коммуникации».
В силу вышеизложенного, принятое Управлением Росреестра решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский — г. Самара с ответвлением на г. Тольятти» не имеет под собой правовых оснований, противоречит законодательству Российской Федерации и установленному законом порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд удовлетворяет требования заявителя в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ N 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя подлежат возмещению этим органом.
На основании изложенного расходы по оплате госпошлины, понесенные Обществом «Вымпел-Коммуникации» должны быть возмещены за счет Управления Росреестра по Самарской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОАО «Вымпел-Коммуникации» 20.08.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением N63-63-26/611/2013 о государственной регистрации объекта — линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти», расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200. С заявлением на государственную регистрацию были представлены:
Распоряжение Главы муниципального района Красноярский Самарской области N404 от 13.06.2006 о предоставлении в аренду земельного участка ООО «СЦС Совинтел» для строительства междугородной ВОЛС; разрешение на строительство N4 от 27.02.2007; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N4 от 27.03.2007; решение суда по делу NА55-26410/2012; письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р. Красноярский от 10.07.2013 N3048; кадастровый паспорт сооружения от 15.02.2013, выданный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Самарской области; договор аренды земельного участка N31 от 16.06.2006; акт приема-передачи к указанному договору; протокол совета директоров(л.д.35).
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 27.09.2013 Обществу было отказано в государственной регистрации на линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) «Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти» на основании абз. 4 и абз. 10 п. 1 ст. 20 N 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ о государственной регистрации). Причина отказа: «документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» (л.д.58-64).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, считая его несоответствующим требованиям законодательства, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что на территории Красноярского района Самарской области, Обществом с ограниченной ответственностью «СЦС Совинтел» (ООО «СЦС Совинтел») осуществлялись работы по строительству «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, протяженностью — 91 623 м, на земельном участке площадью 29901 кв.м. Открытое акционерное общество „Вымпел-Коммуникации“ на сегодняшний день является правопреемником ООО „СЦС Совинтел“.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом о госрегистрации прав.
Исходя из положений п.1 ст.25 названного закона основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество является документ, подтверждающий его создания.
По мнению Управления Росреестра, в силу положений п.3 ст.9 ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ему предоставлено право на проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В этой связи, документом, необходимым в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно п.3 ст.55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляются в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство.
Судом установлено, что заявителем разрешение на ввод в эксплуатацию было представлено на государственную регистрацию. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергается.
Выводы Управления Росреестра о том, что заявителем не представлены для государственной регистрации документы, позволяющие осуществить регистрацию, а те, что представлены, не соответствуют требованиям законодательства, суд считает не обоснованными.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что земельный участок под строительство предоставлялся заявителю на основании договора аренды. Земли под строительство предоставлялись из категории земель сельскохозяйственного назначения(л.д.47-52).
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельных участков N31 от 16.06.2006, в котором отсутствует указание на кадастровые номера земельных участков образующих совокупную площадь арендуемого земельного участка в разделе предмет договора, поэтому между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и предмет договора и, следовательно, указанный договор не является заключенным, суд считает ошибочными.
Судом установлено, что на основании обращения заявителя Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области выдано Разрешение N4 от
Дело А55-27365/2013
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 03 марта 2014 года Дело N А55-27365/2013
Резолютивная часть решения суда объявлена 26.02.2014. Полный текст решения суда изготовлен 03.03.2014.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Щетининой М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2014 года дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
с участием 3-х лиц: Территориального управления Росимущества в Самарской области, Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Об оспаривании отказа в государственной регистрации права
при участии в заседании
от заявителя — представитель Кутузова Е.С., представитель Пятаева Д.В. по доверенности от 14.01.2014 (личности представителей установлены и полномочия проверены арбитражным судом Нижегородской области);
от заинтересованного лица — представитель Найдовский П.Е., по доверенности N12-88 от 30.12.2013;
от 3-х лиц — представители не явились, извещены
установил:
Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее — Заявитель, Общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — регистрирующий орган, заинтересованное лицо), выразившихся в принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества — «Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) „Октябрьский — Самара с ответвлением на г. Тольятти“, расположенного по адресу: Самарская область, в границах муниципального района Красноярский, кадастровый номер 63:26:0000000:2200; об обязании регистрирующего органа в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие у регистрирующего органа законных оснований для вынесения оспариваемого отказа по доводам, изложенным в отказе. Заключенный между заявителем и органом местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства волоконно-оптической линии связи, на момент принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации не был оспорен и не признан недействительным. На период строительства объекта правоустанавливающим документом являлся договор аренды земельного участка, разрешение на строительство было выдано в соответствии с действующим законодательством. Введенный в эксплуатацию объект находится в границах отведенного для строительства земельного участка, и это подтверждается техническим паспортом, схемой расположения, являющейся неотъемлемой частью к договору аренды.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по доводам заявления.
Управление Росреестра с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д.26-30). Из отзыва следует, что без правоустанавливающего документа на земельный участок невозможно зарегистрировать право собственности на созданный на земельном участке объект. Представленный договор аренды не содержал сведений о кадастровом номере земельного участка, предоставленного в аренду, в пределах которого возведен объект. Представленный заявителем на регистрацию объект является самовольной постройкой.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал по доводам своего отзыва.
Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области свою позицию изложила в отзыве на заявление, представителя в судебное заседание не направила (л.д.68-70).
Территориальное управление свою позицию не высказало, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2015 г. N 14-09968/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая информацию, представленную ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалом по Кировской области (далее — Филиал), сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе его кадастровый номер, адрес (описание местоположения), позволяющие идентифицировать такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 30 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов.
В связи с отсутствием в обращении кадастровых номеров объектов недвижимости, реквизитов заявлений о проведении учетно-регистрационных процедур, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также решений о приостановлении (отказе) в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости направить пояснения в части осуществления государственного кадастрового учета и причин, послуживших основанием для приостановления/отказа в осуществлении такового, не представляется возможным.
Относительно вопросов, затронутых в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества недвижимое имущество с характеристиками, позволяющими определить такое в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК)).
Постановка на государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на основании документов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре (в том числе технического плана объекта недвижимости).
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости — органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693:
сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимого имущества, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация об объекте недвижимого имущества в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав приложения к техническому плану сооружения;
если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения к техническому плану сооружения;
в случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав приложения к техническому плану сооружения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
Как сообщило ФГБУ «ФКП Росреестра» и Филиал, при принятии решений в части постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, представляющих собой волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) или волоконно-оптическую линию передач (ВОЛП), орган кадастрового учета учитывает рекомендации, изложенные в письме Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи», руководствуясь также нормами действующего законодательства Российской Федерации, на основании которых были даны соответствующие рекомендации.
При этом, на наш взгляд и по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», в случае, если в отношении заявленного на государственный кадастровый учет сооружения выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, имеется проектная документация и иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, то в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, пунктом 14 Требований данные документы являются достаточными для подготовки технического плана такого сооружения.
А соответственно ВОЛП/ВОЛС — недвига и к бабки не ходи так как в соответствии с Градстройкодексом данный шнурок есть ни что иное как объект капстроительства на который обязателен проект строительства и госэкспертиза данной предпроектной и проектной документации т.е. без разрешения на строительство и без ввода в эксплуатацию данных шнурков в соответствии со ст. 51, 55 ГрК РФ это ни что иное как самовольное строительство ст. 222 ГК РФ
Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
А если серьезно — в чем именно у Вас вопрос или затруднение?
Письмо Минэкономразвития России от 03.02.2016 N ОГ-Д23-1193 «Относительно кадастрового учета земельных участков, образованных из
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2016 г. N ОГ-Д23-1193
ОТНОСИТЕЛЬНО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
РАНЕЕ ОБРАЗОВАННОГО ПУТЕМ ВЫДЕЛА В СЧЕТ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
В ПРАВЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно информации Росреестра по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земельного участка с кадастровым номером N 1, органом кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ „О государственном кадастре недвижимости“ (далее — Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее — Решение) в связи с отсутствием в составе представленного межевого плана проекта межевания земельных участков.
Также в орган кадастрового учета были представлены документы, направленные на устранение причин, послуживших основанием для принятия Решения. По результатам рассмотрения представленных документов органом кадастрового учета на основании пунктов 4, 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приняты решения об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с неустранением причин, послуживших основанием для принятия Решения. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N 1 был образован в 2013 г. путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее — Закон об обороте).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об обороте земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права, датированному 2013 г., которое было включено в состав приложения к проекту межевания, физическому лицу (правообладателю) принадлежит 6/11 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 1, который был образован путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
По мнению Росреестра, порядок выдела земельной доли в соответствии с правилами, установленными Законом об обороте, в данном случае неприменим.
Однако, установленный статьями 13, 13.1 Закона об обороте порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, не содержит ограничений и запретов на образование земельного участка (с учетом требований к образуемым земельным участкам) из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.
При этом не имеет значения, был ли данный участок предоставлен в связи с приватизацией либо был образован из земельных долей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об обороте минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета установлен статьей 27 Закона о кадастре. Согласно части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет в том числе в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Указанная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.