«Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений»
Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений» (далее – проект приказа) разработан в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000
«Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление № 000).
Понятия линий связи и линейно-кабельных сооружений определены Федеральным законом от 7 марта 2003 г. «О связи».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 марта 2003 г.
«О связи» под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В свою очередь линейно-кабельные сооружения связи представляют собой объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Линейно-кабельное сооружение связи (ЛКС) прочно связано с землей, представляет совокупность разнородных технологически взаимосвязанных недвижимых вещей, единое целое, соединенное физическими цепями, предназначено для размещения кабелей связи, обладает протяженностью (длинной).
Признаки ЛКС обуславливают особенности землепользования, в частности:
в силу протяженности ЛКС пересекают множество земельных участков, относящихся к различным категориям земель и находящихся у различных собственников, что в свою очередь влечет для операторов связи необходимость оформить вещные права на каждый пересекаемый ЛКС земельный участок;
требуется потребность в периодическом доступе на земельный участок в целях строительства, эксплуатации ЛКС;
размещение ЛКС допускает возможность использования земельного участка для иных видов землепользования;
размещение ЛКС требует установления охранных зон, в пределах которых частично ограничиваются права собственника земельного участка.
Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав, которые могут использоваться оператором связи: собственность, аренда, сервитут (частный и публичный), безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Учитывая особенности линий связи как имущественного объекта, их конструкцию, способы размещения на земельных участках, технические характеристики, необходимость оформления и государственной регистрации вещных прав на земельный участок при государственной регистрации линейно-кабельного сооружения связи в качестве объекта недвижимого имущества, наиболее приемлемой и оптимальной формой пользования земельными участками, используемыми для размещения линий связи, с финансовой и правовой точки зрения является публичный сервитут.
Вместе с тем публичный и частный сервитут слабо регламентированы российским законодательством и не получили развития в нашей стране.
Согласно принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденному постановлением № 000, возможно определение их величины на основе кадастровой стоимости.
Необходимо отметить, что отрасль информационных технологий и связи является важнейшим фактором и мощной опорой для экономического роста нашей страны. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности будет реализован в случае, если повышение суммы платежей по существующим договорам не будет очень значительным, поскольку такое повышение не повлечет увеличения тарифов на услуги, оказываемые операторами связи.
В связи с изложенным проектом приказа предлагается установить ставку арендной платы в размере 1,4% процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета и должен способствовать поступлению дополнительных средств в федеральный бюджет за счет оформления юридическими лицами права аренды.
1.8. Состав линейно-кабельных сооружений местных сетей связи и основные эксплуатационно технические требования к этим сооружениям приведены в «Правилах технического обслуживания и ремонта линий кабельных
Случай интересный и достаточно распространенный. По ФЗ-221 сведения, носящие временный характер до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. (ч. 9 ст. 4 ФЗ 221). Так вот тут не совсем понятно: вроде сведения не кадастровые, но используются для кадастровых работ. Я знаю случаи, когда кадастровая палата при нормализации своей базы ставила ранее учтенный участок поверх уже удостоверенного временного участка.
Ещё такой момент: временный участок для строительства газопровода — он ставится только на период строительства этого газопровода. После завершения стройки, его должны снять с учета. Поэтому может случиться так что вы свой участок передвинете, а они снимут свой с кадастра.
Теперь конкретно по вопросу: в общем подвинуть вы его то можете (предварительно придется переделать схему расположения ЗУ). Хотя это конечно неправильно. Имейте ввиду, что потом вам возможно придется делать техплан на эту ЛЭПку, и тогда у вас местоположение опоры будет отличаться от местоположения участка. Может быть стоит связаться с застройщиком газопровода и с ними решить вопрос по границам участка, например уточнить их границы при постановке вашего участка на кадастр. Ещё раз повторюсь: им участок нужен только на период стройки, а вам уже для эксплуатации ЛЭП.
7. При разделении линейно-кабельного сооружения связи на 2 и более самостоятельных сооружения, выделении из его состава самостоятельного сооружения, слиянии 2 и более линейно-кабельных сооружений связи государственной регистрации подлежит право на каждый вновь создаваемый объект недвижимости, а также прекращение права на предыдущий объект (объекты).
8. При разделении линейно-кабельного сооружения связи (или выделении из него одного и более сооружения), право на которое было зарегистрировано Федеральной регистрационной службой, на самостоятельные линейно-кабельные сооружения связи, каждое из которых расположено в пределах одного регистрационного округа, при необходимости совершения сделки с создаваемым (создаваемыми) линейно-кабельным сооружением связи государственная регистрация права на такие объекты недвижимости осуществляется территориальными органами по месту расположения вновь создаваемых таких сооружений.
Территориальные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомить Службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Федеральная регистрационная служба на основании поступившей выписки вносит в реестр записи о прекращении права на предыдущее линейно-кабельное сооружение связи.
9. При слиянии 2 или более линейно-кабельных сооружений связи, право на которые ранее было зарегистрировано территориальными органами, в единое сооружение связи, расположенное в пределах более одного регистрационного округа, государственная регистрация права на такой объект недвижимости осуществляется Федеральной регистрационной службой.
Федеральная регистрационная служба обязана в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации уведомить соответствующие территориальные органы об осуществлении государственной регистрации права на созданное в результате слияния линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписок по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Территориальные органы на основании поступивших выписок вносят в реестр записи о прекращении права на предыдущие линейно-кабельные сооружения связи.
10. Государственная регистрация права на земельные участки, на которых располагаются линейно-кабельные сооружения связи, осуществляется территориальными органами, действующими в пределах соответствующего регистрационного округа (по месту расположения этих земельных участков).
Территориальные органы по поступлении указанной в пункте 6 настоящего Положения информации отражают в графе «Особые отметки регистратора» подраздела I-1 соответствующего раздела реестра факт наличия на земельных участках линейно-кабельного сооружения связи, а также указывают реквизиты выписок из реестра«.
Прошу разъяснить порядок оформления земельных участков для строительства линейных объектов в частности линии электропередач и оптиковолоконные линии связи (подземные). Также прошу разъяснить процесс заключения договоров аренды земельных участков на период строительства линий электропередач на землях сельхозназначения, которые находятся в долевой собственности. Прошу разъяснить порядок формирования линейных объектов (постановка на кадастровый учет как сооружения) привязываются ли они к земельному участку? Прошу разъяснить дальнейшую государственную регистрацию прав на них (проходят по двум районам в одном субъекте).
Ответ
: В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ линии электропередач и линии связи относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента ее госрегистрации в органах Росреестра. Для регистрации права собственности на линейные объекты, необходимо оформить права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки, право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать. Права на земельные участки могут быть оформлены в т.ч. на основании частного сервитута.
В соответствии с позицией изложенной в письме Минэкономразвития России от 29.10.2010 № Д23-4444 размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Если земельный участок находится в муниципальной или государственной собственности, то допускается заключить договор аренды части земельного участка. В случае если предметом договора аренды является часть земельного участка, то в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) вносятся сведения об обременении земельного участка с присвоением учетного кадастрового номера части. Таким образом, если проведен кадастровый учет частей земельного участка, который позволяет определить их как объект аренды, то они могут быть переданы (предоставлены) по договору аренды для строительства линейного объекта.
Особенность заключения договора аренды участка с/х назначения заключается в том, что если участок находится в долевой собственности более чем пяти лиц, то заключение договора аренды осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (ст.14 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68, закреплено, что государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган). Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой (п.6).
Постановка на кадастровый учет объектов осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ на основании тех.плана сооружения (ст.22 ФЗ № 221-ФЗ), который изготавливает кадастровый инженер. Следует отметить, что в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42) в п.п. 7 п. 76 Порядка, указано, что при постановке сооружения на кадастровый учет, если сооружение расположено на нескольких земельных участках, в реестре указываются все кадастровые номера всех таких земельных участков.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом особенности оформления прав на линейные объекты недвижимого имущества действующим законодательством не установлены.
Таким образом, примерный перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию права собственности на вновь возведенное линейное сооружение будет следующим:
— документы, подтверждающие факт создания линейного сооружения: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
— правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества (пункт 1 статьи 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ);
— документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);
— документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а в случае, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»
«3. Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
4. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь.
Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
5. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т. п.).
6. Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган).
Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой. Информация о регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи, расположенное на территории более одного регистрационного округа, в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации направляется Федеральной регистрационной службой в форме выписки из реестра согласно приложению N 1 в территориальные органы, действующие на территории регистрационных округов, в пределах которых располагается такое сооружение.*
линия связи, как сооружение, может иметь разные конструктивные особенности,
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N Д23-3650
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу, являются ли энергетические кабельные линии напряжением 10 кВ и более объектами недвижимости, и в пределах своей компетенции сообщает.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее — линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), объектам капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Таким образом, линейные объекты относятся к объектам недвижимости.
Кроме того, ч. 10 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующий проект приказа разрабатывается Минэкономразвития России.
В настоящее время определение количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства, а также отнесение указанного в обращении объекта к объектам недвижимого имущества осуществляются организациями технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
В случае если по результатам технической инвентаризации объект признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации изготавливает технический паспорт на данный объект капитального строительства.
Если же по результатам технической инвентаризации объект не признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации и технического учета объекта.
Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т.п.) статуса неопасных объектов, движимых вещей, принадлежности к недвижимым вещам, на строительство которых не требуется разрешение на строительство и кадастровый учет которых не осуществляется
Заместитель директора
Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ
в порядке отступления от проекта строительства с оформлением данных действий и переносом данных опор в натуру на то место куда Вы их своим «карандашом» воткнете
Из этого ответа МЭР я понял, что они только разрабатывают форму документов, механизм направления таких документов в орган кадастрового учета. Кроме того, там сказано, что направлять документы должен орган гос. власти, который утвердил такую охранную зону. Только вот не все охранные зоны требуют утверждения. Например, ВОЛСы, нефтепроводы (если я не ошибаюсь) утверждения не требуют, а вот охранные зоны газораспределительных сетей должны утверждаться субъектом РФ. Т.е. в случаях, когда охранка не утверждается, напрвлять документы для внесения сведений в ГКН должны по идее заинтересованные лица (правообладатели таких объектов). Вот и эта процедура сейчас, как я понимаю, не отработана.
В любом случае схема тут не подходит. Тут вообще получается интересная ситуация: с 1 января 2016 года охранка уже не объект землеустройства, а норма по которой сведения об охранной зоне объекта подготавливаются вместе с разрешением на ввод объект в эксплуатацию вступает в силу только с 1 января 2018 года. Вопрос: как вносить охранку в эти два года? Похожий вопрос задал в минэкономразвития. Если интересно выложу их ответ.
Почему не Карта (план) отвечаю, есть линия связи протяженностью более 200км, которую начали оформлять только сейчас, до нового года не успеем оформить, поэтому напутал, получается с нового года нужно готовить сведения о зонах?
Самый главный вопрос: почему на охранную зону Вы делаете схему расположения земельного участка? Охранка — пока ещё (до 1 января 2016) объект землеустройства. Для описания объекта землеустройства изготавливается карт (план) объекта землеустройства. Охранная зона — это НЕ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Поэтому подготовка СРЗУ для этих целей в принципе не корректно.
Нужно ли делить охранную зону при пересечении с другими охранными зонами, земельными участками?
А как это решит задачу автора? Зачем подгружать публичку, если уже есть КПТ, тем более что на публичке бывают не совсем актуальные данные? Тут лучше подгрузить космоснимки, например в Мапинфо.
У Полигона есть удобный веб-сервис — Георедактор (http://pbprog.ru/webservices/gis/). Если есть, допустим, КПТ, то можно его закачать и посмотреть, подгрузить публичную кадастровую карту, построить необходимый участок и посчитать его площадь. Удобно )
В таком виде и сдаю исключительно с 11 июня, кроме случаев предоставления без торгов — или привожу на флешке, или кидаю на электронную почту администрации, или даю заказчику на диске и предупреждаю взять с собой флешку для записи подписанного файла.
Сначала всё-равно готовим схему в бумаге, получаем постановление об утверждении, его реквизиты вписываем в xml и формируем xml схемы в любом ПО — это 2 минуты, выгружаем созданный zip архив и сдаем его в ОМС, потом в администрациях они его разархивируют, подписывают два имеющихся внутри файла своей ЭЦП и опять упаковывают в архив с тем же именем. Его и вставляем в состав приложений к МП. Если будут какие-то вопросы и сомнения — пишите, постараюсь ответить.
к проекту приказа Минэкономразвития России
«Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений»
Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи и линейно-кабельных сооружений» (далее – проект приказа) разработан в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000
«Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление № 000).
Понятия линий связи и линейно-кабельных сооружений определены Федеральным законом от 7 марта 2003 г. «О связи».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 марта 2003 г.
«О связи» под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В свою очередь линейно-кабельные сооружения связи представляют собой объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Линейно-кабельное сооружение связи (ЛКС) прочно связано с землей, представляет совокупность разнородных технологически взаимосвязанных недвижимых вещей, единое целое, соединенное физическими цепями, предназначено для размещения кабелей связи, обладает протяженностью (длинной).
Признаки ЛКС обуславливают особенности землепользования, в частности:
в силу протяженности ЛКС пересекают множество земельных участков, относящихся к различным категориям земель и находящихся у различных собственников, что в свою очередь влечет для операторов связи необходимость оформить вещные права на каждый пересекаемый ЛКС земельный участок;
требуется потребность в периодическом доступе на земельный участок в целях строительства, эксплуатации ЛКС;
размещение ЛКС допускает возможность использования земельного участка для иных видов землепользования;
размещение ЛКС требует установления охранных зон, в пределах которых частично ограничиваются права собственника земельного участка.
Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав, которые могут использоваться оператором связи: собственность, аренда, сервитут (частный и публичный), безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Учитывая особенности линий связи как имущественного объекта, их конструкцию, способы размещения на земельных участках, технические характеристики, необходимость оформления и государственной регистрации вещных прав на земельный участок при государственной регистрации линейно-кабельного сооружения связи в качестве объекта недвижимого имущества, наиболее приемлемой и оптимальной формой пользования земельными участками, используемыми для размещения линий связи, с финансовой и правовой точки зрения является публичный сервитут.
Вместе с тем публичный и частный сервитут слабо регламентированы российским законодательством и не получили развития в нашей стране.
Согласно принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденному постановлением № 000, возможно определение их величины на основе кадастровой стоимости.
Необходимо отметить, что отрасль информационных технологий и связи является важнейшим фактором и мощной опорой для экономического роста нашей страны. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности будет реализован в случае, если повышение суммы платежей по существующим договорам не будет очень значительным, поскольку такое повышение не повлечет увеличения тарифов на услуги, оказываемые операторами связи.
В связи с изложенным проектом приказа предлагается установить ставку арендной платы в размере 1,4% процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета и должен способствовать поступлению дополнительных средств в федеральный бюджет за счет оформления юридическими лицами права аренды.
Ещё такой момент: временный участок для строительства газопровода — он ставится только на период строительства этого газопровода. После завершения стройки, его должны снять с учета. Поэтому может случиться так что вы свой участок передвинете, а они снимут свой с кадастра.
Теперь конкретно по вопросу: в общем подвинуть вы его то можете (предварительно придется переделать схему расположения ЗУ). Хотя это конечно неправильно. Имейте ввиду, что потом вам возможно придется делать техплан на эту ЛЭПку, и тогда у вас местоположение опоры будет отличаться от местоположения участка. Может быть стоит связаться с застройщиком газопровода и с ними решить вопрос по границам участка, например уточнить их границы при постановке вашего участка на кадастр. Ещё раз повторюсь: им участок нужен только на период стройки, а вам уже для эксплуатации ЛЭП.
8. При разделении линейно-кабельного сооружения связи (или выделении из него одного и более сооружения), право на которое было зарегистрировано Федеральной регистрационной службой, на самостоятельные линейно-кабельные сооружения связи, каждое из которых расположено в пределах одного регистрационного округа, при необходимости совершения сделки с создаваемым (создаваемыми) линейно-кабельным сооружением связи государственная регистрация права на такие объекты недвижимости осуществляется территориальными органами по месту расположения вновь создаваемых таких сооружений.
Территориальные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомить Службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Федеральная регистрационная служба на основании поступившей выписки вносит в реестр записи о прекращении права на предыдущее линейно-кабельное сооружение связи.
9. При слиянии 2 или более линейно-кабельных сооружений связи, право на которые ранее было зарегистрировано территориальными органами, в единое сооружение связи, расположенное в пределах более одного регистрационного округа, государственная регистрация права на такой объект недвижимости осуществляется Федеральной регистрационной службой.
Федеральная регистрационная служба обязана в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации уведомить соответствующие территориальные органы об осуществлении государственной регистрации права на созданное в результате слияния линейно-кабельное сооружение связи путем направления выписок по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Территориальные органы на основании поступивших выписок вносят в реестр записи о прекращении права на предыдущие линейно-кабельные сооружения связи.
10. Государственная регистрация права на земельные участки, на которых располагаются линейно-кабельные сооружения связи, осуществляется территориальными органами, действующими в пределах соответствующего регистрационного округа (по месту расположения этих земельных участков).
Территориальные органы по поступлении указанной в пункте 6 настоящего Положения информации отражают в графе «Особые отметки регистратора» подраздела I-1 соответствующего раздела реестра факт наличия на земельных участках линейно-кабельного сооружения связи, а также указывают реквизиты выписок из реестра«.
21.08.2014
С уважением,
Кобзарев Александр, эксперт «Системы Юрист»
Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,
ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»
Ответ
: В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ линии электропередач и линии связи относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента ее госрегистрации в органах Росреестра. Для регистрации права собственности на линейные объекты, необходимо оформить права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки, право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать. Права на земельные участки могут быть оформлены в т.ч. на основании частного сервитута.
В соответствии с позицией изложенной в письме Минэкономразвития России от 29.10.2010 № Д23-4444 размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Если земельный участок находится в муниципальной или государственной собственности, то допускается заключить договор аренды части земельного участка. В случае если предметом договора аренды является часть земельного участка, то в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) вносятся сведения об обременении земельного участка с присвоением учетного кадастрового номера части. Таким образом, если проведен кадастровый учет частей земельного участка, который позволяет определить их как объект аренды, то они могут быть переданы (предоставлены) по договору аренды для строительства линейного объекта.
Особенность заключения договора аренды участка с/х назначения заключается в том, что если участок находится в долевой собственности более чем пяти лиц, то заключение договора аренды осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (ст.14 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68, закреплено, что государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган). Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой (п.6).
Постановка на кадастровый учет объектов осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ на основании тех.плана сооружения (ст.22 ФЗ № 221-ФЗ), который изготавливает кадастровый инженер. Следует отметить, что в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42) в п.п. 7 п. 76 Порядка, указано, что при постановке сооружения на кадастровый учет, если сооружение расположено на нескольких земельных участках, в реестре указываются все кадастровые номера всех таких земельных участков.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом особенности оформления прав на линейные объекты недвижимого имущества действующим законодательством не установлены.
Таким образом, примерный перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию права собственности на вновь возведенное линейное сооружение будет следующим:
— документы, подтверждающие факт создания линейного сооружения: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
— правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества (пункт 1 статьи 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ);
— документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);
— документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а в случае, если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»
«3. Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
4. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь.
Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
5. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т. п.).
6. Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее — территориальный орган).
Государственная регистрация права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, осуществляется Федеральной регистрационной службой. Информация о регистрации права на линейно-кабельное сооружение связи, расположенное на территории более одного регистрационного округа, в течение 3 рабочих дней с даты государственной регистрации направляется Федеральной регистрационной службой в форме выписки из реестра согласно приложению N 1 в территориальные органы, действующие на территории регистрационных округов, в пределах которых располагается такое сооружение.*
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2009 г. N Д23-3650
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу, являются ли энергетические кабельные линии напряжением 10 кВ и более объектами недвижимости, и в пределах своей компетенции сообщает.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее — линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), объектам капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Таким образом, линейные объекты относятся к объектам недвижимости.
Кроме того, ч. 10 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующий проект приказа разрабатывается Минэкономразвития России.
В настоящее время определение количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства, а также отнесение указанного в обращении объекта к объектам недвижимого имущества осуществляются организациями технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
В случае если по результатам технической инвентаризации объект признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации изготавливает технический паспорт на данный объект капитального строительства.
Если же по результатам технической инвентаризации объект не признается объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации выдает мотивированный отказ в проведении технической инвентаризации и технического учета объекта.
Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т.п.) статуса неопасных объектов, движимых вещей, принадлежности к недвижимым вещам, на строительство которых не требуется разрешение на строительство и кадастровый учет которых не осуществляется
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
Нет, не нужно.
Сначала всё-равно готовим схему в бумаге, получаем постановление об утверждении, его реквизиты вписываем в xml и формируем xml схемы в любом ПО — это 2 минуты, выгружаем созданный zip архив и сдаем его в ОМС, потом в администрациях они его разархивируют, подписывают два имеющихся внутри файла своей ЭЦП и опять упаковывают в архив с тем же именем. Его и вставляем в состав приложений к МП. Если будут какие-то вопросы и сомнения — пишите, постараюсь ответить.