Размещение магистральной дорожной сети. Часть2

Интенсивность движения на отдельных участках магистральных дорог рассчитывается по формуле:



где N — число автомобилей, проходящих по дороге в год; Q — расчетная среднегодовая грузонапряженность, тонн; С — коэффициент сезонности, учитывающий неравномерность перевозок в течение года; — коэффициент, учитывающий транзитные и пассажирские, а также неучтенные перевозки; — коэффициент использования грузоподъемности расчетного автомобиля; — коэффициент использования автопробега; Р — средняя расчетная грузоподъемность одного автомобиля.


Если необходимо определить не среднегодовую, а суточную, сезонную или среднемесячную интенсивность, то в знаменатель формулы вводят коэффициент Т, который может означать среднегодовое число дней перевозки, количество месяцев или кварталов, в течение которых осуществляются перевозки грузов.

Значение коэффициентов с, и при перевозках сельскохозяйственных грузов также принимается исходя из специфических условий. Коэффициент сезонности перевозок в сельском хозяйстве может быть принят до 3-6; коэффициент = 1,3-1,4; коэффициент использования грузоподъемности обычно составляет 0,8-0,9, а коэффициент , выражающий отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу, принимается обычно 0,5-0,6 (вследствие вынужденных холостых перегонов и переездов автотранспорта). Поскольку использование большегрузных автомобилей на сельских дорогах невозможно, то средний тоннаж (Р) обычно принимается 3-4 т.

В целях упорядочения технических норм строительства и правил эксплуатации внутрихозяйственные дороги в зависимости от расчетных объемов грузовых перевозок, в свою очередь, подразделяются на три категории: I-с, II-с, III-с.

К I-с категории относятся дороги, соединяющие центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий с усадьбами их производственных подразделений, животноводческими фермами и дорогами общего пользования.

Дороги II-с категории соединяют усадьбы производственных подразделений, животноводческие фермы и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой.

К III-с категории относятся полевые и вспомогательные дороги, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных массивов сельскохозяйственных угодий. Их использование носит в основном сезонный характер.

4. Проводится размещение трассы дорог, определяются мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции дорог и дорожных сооружений.

При проектировании трассы исходят из размещения существующих дорог. Трассы намечают по кратчайшим направлениям, при этом учитывают рельеф местности, гидрографию, грунты и другие особенности территории.

Следует учитывать, что в условиях Нечерноземной зоны Российской Федерации дороги с естественным грунтовым покрытием становятся непроезжими большую часть года вследствие переувлажнения. Поэтому необходимо предусматривать укрепление дорожного полотна различными добавками.

А.В. Купчиненко рекомендует применять дорожные покрытия следующих типов:

I-е — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием;
II-с — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием, а также переходные из фракционного щебня, щебеночного, гравийного, местных строительных материалов и песка;
III-с — переходные, а также низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных различными добавками). В зависимости от транспортно-эксплуатационных требований рекомендуются следующие технические нормативы проектирования внутрихозяйственных дорог (по категориям):

— число полос движения: 2; 1; 1;
— ширина проезжей части, м: 6; 4,5; 3,5;
— ширина земляного полотна, м: 10; 8; 6,5.

Нормативы могут меняться в зависимости от состава транспортных средств, интенсивности движения и природных особенностей территории. Дорожные сооружения —мосты, трубопереезды и другие, — проектируют одновременно с размещением трассы.

5. Проводят расчеты по экономическому обоснованию размещения магистральных дорог.

При обосновании проекта размещения магистральных дорог следует исходить из главного условия: дорожная сеть должна обеспечить устойчивые транспортные связи независимо от погодных условий.

Очевидно, что главная цена бездорожья — это сельскохозяйственная продукция, загубленная на полях и фермах. Однако бесперебойная работа автотранспорта может быть обеспечена различной ценой, поэтому проектирование магистральных дорог целесообразно производить методом разработки и сравнения вариантов. Каждое проектное решение должно быть обосновано по системе эксплуатационно-технических и технико-экономических показателей.

Эксплуатационно-технические показатели характеризуют, в какой мере запроектированная дорога соответствует техническим нормам и правилам безопасности движения. К ним относятся: протяженность трассы, число поворотов и радиусы кривых, продольные уклоны, число и характер дорожных сооружений, тип покрытия, параметры проезжей части и другие показатели. Эксплуатационно-технические показатели служат основой для расчета технико-экономических показателей по каждому из разрабатываемых вариантов размещения магистральных дорог.

К технико-экономическим показателям, отображающим эффективность строительства и эксплуатации дорог и дорожных сооружений, относятся:

— площадь сельскохозяйственных угодий и пашни, изымаемая под строительство, а также вызванные этим убытки и потери сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду. Хотя строительство внутрихозяйственных дорог не требует формального отвода земельного участка, убытки и потери неизбежны и их величина должна учитываться при обосновании вариантов проекта размещения дорожной сети;
— стоимость строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений. определяются по укрупненным показателям, нормативам или аналогам;
— ежегодные издержки, включая эксплуатационные расходы и амортизационные отчисления;
— годовая экономия от улучшения дорожной сети, включая сокращение потерь сельскохозяйственной продукции и общих годовых убытков от бездорожья;
-сравнительная стоимость транспортных расходов и другие показатели, которые позволяют сопоставить проектные варианты и выбрать наилучший из них.

Важнейшими показателями экономической эффективности строительства и реконструкции дорог служат размеры приведенных затрат и сроки окупаемости капитальных вложений. Приведенные затраты определяются по формуле:



а срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается как:



где К — суммарные капиталовложения в строительство и реконструкцию дорог и дорожных сооружений; С — совокупные ежегодные издержки на содержание и ремонт дорог; Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (Ен = 0,08-0,12); — годовая экономия от улучшения сети магистральных дорог.

Ежегодные эксплуатационные расходы включают затраты по уходу, наблюдению и текущему ремонту дорог и дорожных сооружений. Они зависят от общей протяженности дорог, количества и качества дорожных сооружений. Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из общей стоимости и срока службы дорог. Годовую экономию от улучшения сети магистральных дорог можно рассчитать исходя из общих затрат на транспортировку сельскохозяйственных грузов и реальных потерь урожая за ряд лет.

Лучшим считается тот вариант размещения магистральной дорожной сети, в котором выдержаны основные технические требования и достигнута более высокая эффективность капиталовложений при наименьшей площади изъятия сельскохозяйственных угодий.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.