Межевание объектов землеустройства: цель и содержание
В ФЗ «О государственном земельном кадастре» определено, что межевание земельного участка — это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности. Объектом межевания в данном случае является земельный участок (или его часть) как поверхность земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Определение межевания объектов землеустройства дано в ст. 17 ФЗ РФ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве». Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат.
При этом объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.
Межевание объектов землеустройства проводится:
1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее — установление на местности проектных границ объекта землеустройства);
2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее — упорядочение на местности границ объекта землеустройства); Например, при разрешении земельных споров между соседними землепользователями в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и признаков граничных линий.
3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее – восстановление на местности границ объекта землеустройства).
Правовая и техническая сущность. Межевание объектов землеустройства имеет не только техническое, но и правовое содержание, которое обусловлено следующими причинами:
— установление границ всегда осуществляется в порядке землеустройства, на основе решений органов власти и в соответствии с действующим законодательством;
— выдерживается определенная процедура, поскольку границы согласовываются в обязательном порядке с участками землеустройства, что подтверждается протоколом согласований;
— чертеж размещения границ с указанием мер линий, румбов и других данных находится в землеустроительном деле по выдаче свидетельств на право собственности на землю, которое рассматривается, утверждается и регистрируется в установленном законом порядке;
— вынесенные в натуру границы, закрепленные на местности межевыми знаками, подтверждают право собственности на землю (землевладения, землепользования) и охраняются законом.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. В графической части указываются проектные границы, положение межевых знаков земельных участков и исходные геодезические данные, необходимые для определения координат поворотных точек границ земельных участков в натуре (на местности).
Межевание земельных участков проводится геодезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами, обеспечивающими необходимую точность определения координат границ и размера земельных участков.
Землеустроительная документация по межеванию городских земель разрабатывается в составе проектов планировки частей территорий городских, сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских, сельских поселений и является основанием для установления границ земельных участков на местности.
Границы земельных участков в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками установленного образца признаются бесспорными и охраняются государством. Допускается закрепление границ земельных участков без установки межевых знаков в случае их совпадения ее с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (рекам, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дородными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами).
Проекты межевания территорий утверждаются органами местного самоуправления и являются основанием для установления границ земельных участков на местности.
Правовые основы межевания. Составление и оформление межевание объектов землеустройства и порядок подготовки соответствующей документации установлен целой системой нормативно-правовых актов. К ним относятся:
— общие законы и подзаконные акты, устанавливающие понятие, содержание, обязательность, основания проведения, источники финансирования землеустройства, виды землеустроительной документации, компетенцию органов государственной власти в сфере землеустройства;
— нормативные правовые акты, определяющие землеустроительный процесс (стадии, этапы, порядок согласования, участников), а также порядок правового регулирования отношений, возникающих при проведении землеустройства;
— законы и подзаконные акты, устанавливающие нормы и правила землеустройства, технические требования проведения съемок, обследований, разработки землеустроительных проектов;
— нормативные правовые документы, регулирующие землеустроительную деятельность (лицензирование, экспертизу землеустроительной документации, контроль за проведением землеустройства, создание государственных фондов данных).
К наиболее важным относятся:
1. Гражданский кодекс РФ (ст.260, 261)
2. Земельный кодекс РФ (ст. 6, 68 и 69).
3. Градостроительный кодекс РФ — (ст. 43 — РГ от 30.12. 2004). «Проекты межевания территорий»
4. Федеральный закон «О землеустройстве» ст. 17, 19 (№ 78-ФЗ от 18 июня 2001 г.).
5. Положение о проведении территориального землеустройства (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396)
6. «Инструкция по межеванию земель» (М: Роскомзем, 8 апреля 1996 г.).
7. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (2003).
8. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (Утв. 17.02.03).
9. Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет: Приказ Росземкадастра от 02.10.2002 №П-327.
Не забудьте также ознакомиться с методами и показателями оценки эффективности землеустроительных мероприятий, требующих капиталовложений.
Определение межевания объектов землеустройства дано в ст. 17 ФЗ РФ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве». Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат.
При этом объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.
Межевание объектов землеустройства проводится:
1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее — установление на местности проектных границ объекта землеустройства);
2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее — упорядочение на местности границ объекта землеустройства); Например, при разрешении земельных споров между соседними землепользователями в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и признаков граничных линий.
3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее – восстановление на местности границ объекта землеустройства).
Правовая и техническая сущность. Межевание объектов землеустройства имеет не только техническое, но и правовое содержание, которое обусловлено следующими причинами:
— установление границ всегда осуществляется в порядке землеустройства, на основе решений органов власти и в соответствии с действующим законодательством;
— выдерживается определенная процедура, поскольку границы согласовываются в обязательном порядке с участками землеустройства, что подтверждается протоколом согласований;
— чертеж размещения границ с указанием мер линий, румбов и других данных находится в землеустроительном деле по выдаче свидетельств на право собственности на землю, которое рассматривается, утверждается и регистрируется в установленном законом порядке;
— вынесенные в натуру границы, закрепленные на местности межевыми знаками, подтверждают право собственности на землю (землевладения, землепользования) и охраняются законом.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. В графической части указываются проектные границы, положение межевых знаков земельных участков и исходные геодезические данные, необходимые для определения координат поворотных точек границ земельных участков в натуре (на местности).
Межевание земельных участков проводится геодезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами, обеспечивающими необходимую точность определения координат границ и размера земельных участков.
Землеустроительная документация по межеванию городских земель разрабатывается в составе проектов планировки частей территорий городских, сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских, сельских поселений и является основанием для установления границ земельных участков на местности.
Границы земельных участков в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками установленного образца признаются бесспорными и охраняются государством. Допускается закрепление границ земельных участков без установки межевых знаков в случае их совпадения ее с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (рекам, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дородными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами).
Проекты межевания территорий утверждаются органами местного самоуправления и являются основанием для установления границ земельных участков на местности.
Правовые основы межевания. Составление и оформление межевание объектов землеустройства и порядок подготовки соответствующей документации установлен целой системой нормативно-правовых актов. К ним относятся:
— общие законы и подзаконные акты, устанавливающие понятие, содержание, обязательность, основания проведения, источники финансирования землеустройства, виды землеустроительной документации, компетенцию органов государственной власти в сфере землеустройства;
— нормативные правовые акты, определяющие землеустроительный процесс (стадии, этапы, порядок согласования, участников), а также порядок правового регулирования отношений, возникающих при проведении землеустройства;
— законы и подзаконные акты, устанавливающие нормы и правила землеустройства, технические требования проведения съемок, обследований, разработки землеустроительных проектов;
— нормативные правовые документы, регулирующие землеустроительную деятельность (лицензирование, экспертизу землеустроительной документации, контроль за проведением землеустройства, создание государственных фондов данных).
К наиболее важным относятся:
1. Гражданский кодекс РФ (ст.260, 261)
2. Земельный кодекс РФ (ст. 6, 68 и 69).
3. Градостроительный кодекс РФ — (ст. 43 — РГ от 30.12. 2004). «Проекты межевания территорий»
4. Федеральный закон «О землеустройстве» ст. 17, 19 (№ 78-ФЗ от 18 июня 2001 г.).
5. Положение о проведении территориального землеустройства (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396)
6. «Инструкция по межеванию земель» (М: Роскомзем, 8 апреля 1996 г.).
7. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (2003).
8. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (Утв. 17.02.03).
9. Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет: Приказ Росземкадастра от 02.10.2002 №П-327.
Не забудьте также ознакомиться с методами и показателями оценки эффективности землеустроительных мероприятий, требующих капиталовложений.
0 комментариев