Особенности осуществления информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме (далее, соответственно, Постановление и Правила).

Постановление вступило в силу с 14.02.2014.

С указанной даты также утратило силу Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 (далее — Положение).

В связи с изменениями правового регулирования информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю(далее — филиал учреждения) доводит до сведения заинтересованных лиц следующие рекомендации.

1. О документах, представляемых в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 18 Правил, при информационном взаимодействии документы представляются в орган кадастрового учета в виде электронных документов.

При этом согласно пункту 21 Правил документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

В соответствии с пунктом 3 Постановления в 6-месячный срок со дня его вступления в силу Росреестру предписано разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы, используемые для формирования документов в формате XML в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (далее -XML-схема).

При этом в настоящее время на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»www.rosreestr.ruразмещены XML-схемы для подготовки большинства электронных документов, направляемых в орган кадастрового учета для внесения сведений в порядке информационного взаимодействия, утвержденные приказом Росреестра от 24.03.2011 № П/83, информация об отмене которого отсутствует.

Учитывая изложенное, до утверждения новых XML-схем для подготовки электронных документов, направляемых в орган кадастрового учета для внесения сведений в порядке информационного взаимодействия, рекомендуется использовать XML-схемы, размещенные в настоящее время на официальном сайте Росреестра.

Следует также отметить, что пунктом 3 Постановления предусмотрено утверждение Росреестром и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 3-месячный срок со дня его вступления в силу требований к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления до размещения на указанном официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»XML-схем.

Вместе с тем, в настоящее время такие требования Росреестром не установлены.

Более того, с учетом наличия на официальном сайте Росреестраактуальных XML-схем для подготовки электронных документов, направляемых в орган кадастрового учета для внесения сведений в порядке информационного взаимодействия, представление таких документов в виде электронных образов бумажных документов после установления Росреестром требований к ним представляется целесообразным только в отношении документов, для которых такие XML-схемы в настоящее время отсутствуют (например, документов, воспроизводящих сведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; пункт 10 Правил).

2. О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах землеустройства.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о кадастре и Правилами органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, в том числе, при принятии ими решений:
— об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;
— об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;
— об установлении или изменении границ населенного пункта;
— об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;
— об утверждении правил землепользования и застройки.

В соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте 1 настоящего письма, указанные документы направляются в орган кадастрового учета в виде электронных документов, подготовленных с использованием соответствующих XML-схем, размещенных в настоящее время на официальном сайте Росреестра.

При этом необходимо обратить внимание на следующие особенности подготовки и направления таких документов.

2.1. О передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с пунктом 17 Правил направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Вместе с тем, существующая XML-схема, предназначенная для подготовки электронных документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, не предусматривает включение в нее указанных сведений.
С учетом изложенного одновременно с представлением в орган кадастрового учета карты (плана) объекта землеустройства в виде электронного документа данный документ представляется также в виде электронного образа бумажного документа, содержащего на титульном листе штамп о его принятии в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В целях обеспечения читаемости электронных образов представляемых документов карту (план) объекта землеустройства, представляемую в виде электронного образа бумажного документа, рекомендуется подготавливать в виде одного файла в формате PDF, созданного с разрешением не менее 200 dpi в цветном режиме.

2.2. О подписании усиленной квалифицированной электронной подписью карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 19 Правил представленные в орган кадастрового учета документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.

Согласно части 6 статьи 15 Закона о кадастре карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Пунктом 7 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621, установлено, что карта (план) объекта землеустройства, оформленная в виде электронного документа, заверяется электронной подписью исполнителя.

Исходя из положений части 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение работ по землеустройству (в том числе работ по подготовке карты (плана)) осуществляется только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

При этом согласно пункту 13 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства в случае подготовки карты (плана) объекта землеустройства кадастровым инженером, являющимся работником юридического лица, карта (план) объекта землеустройства заверяется личной подписью кадастрового инженера с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы).

С учетом изложенного карта (план) объекта землеустройства в виде электронного документа, а также электронного образа бумажного документа должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего договор, предметом которого является подготовка соответствующей карты (плана) объекта землеустройства, а в случае если карта (план) была подготовлена кадастровым инженером, заключившим трудовой договор с таким юридическим лицом, — усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего кадастрового инженера.

Исходя из пункта 19 Правил, карта (план) должна быть подписана также и органом публичного образования, направившим документы.

Таким образом, представляемая в орган кадастрового учета карта (план) объекта землеустройства должна быть подписана двумя усиленными квалифицированными электронными подписями:
— исполнителя (согласно изложенному выше);
— органа публичного образования, направившего документы.

2.3. Об особенностях подготовки и представления документов для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России (например, письмо от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23) документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, являющимся правообладателем объекта, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая зона (далее — заинтересованное лицо).

При этом полномочия заинтересованного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа.
Кроме того, в качестве документа, подтверждающего право заинтересованного лица на представление в орган кадастрового учета документов для внесения в орган кадастрового учета сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие наличие у данного лица правана объект, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая зона.

Карта (план) объекта землеустройства, представляемая в орган кадастрового учета в рассматриваемом случае, должна быть подписана двумя усиленными квалифицированными электронными подписями:
— исполнителя (согласно изложенному в пункте 3.2 настоящего письма);
— органа публичного образования, принявшего решение об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, или заинтересованного лица.

От имени заинтересованного лица карта (план) объекта землеустройства может быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного заинтересованным лицом на ее подписание доверенностью.

Следует также отметить, что существующая XML-схема, предназначенная для подготовки электронных документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, не предусматривает включение в состав таких документов каких-либо приложений.

С учетом изложенного при представлении в орган кадастрового учета документов для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий заинтересованным лицом или его представителем доверенности, выданные указанному лицу органом, принявшим решение об установлении зоны, доверенности, подтверждающие полномочия лица на подписание карты (плана) объекта землеустройства, а также документы, подтверждающие право заинтересованного лица на объект, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая зона, представляются в виде электронных образов указанных документов, изготовленных в формате PDF, созданных с разрешением не менее 200 dpi в цветном режиме и заверенных электронной подписью заинтересованного лица или уполномоченного представителя заинтересованного лица.

3. Правила не предусматривают направление в орган кадастрового учета органом местного самоуправления документов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Обязанность направления соответствующих документов согласно пункту 3 Правил предусмотрена исключительно в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о кадастре органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ населенного пункта.

При этом в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства России, а также законодательства о местном самоуправлении полномочия по установлению или изменению границ населенных пунктов относятся к компетенции органов местного самоуправления и реализуются при утверждении ими генеральных планов поселений.
Таким образом, сведения о границах населенных пунктов могут направляться в орган кадастрового учета органами местного самоуправления, принявшими решение об их установлении или изменении, с соблюдением требований, предусмотренных Правилами, и рекомендаций, изложенных в настоящем письме.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.